сеть. Позволяет актору обозначить и выстроить свое нахождение в социальной сети как некоей вполне реальной социальной единицы с возможностью построения устойчивой социальной группы.
2. В-сеть. Позволяет актору обозначить и выстроить свое нахождение в социальной сети как некоей вполне реальной социальной единицы без возможности построения устойчивой социальной группы.
3. С-сеть. Позволяет актору сформировать новые отношения внутри А и В сетей.
4. D-сеть. Вспомогательная сеть, предоставляющая инструментарий для построения и расширения функциональных возможностей отношений между акторами в сети Интернет.
С учетом изменения характеров отношений изменяется и понятие актора. К акторам относятся как собственно пользователь сервиса (индивиды), так и его позиция в сети (администратор, модератор, эксперт)
История Интернет показывает, что в отличие от классической сетевой модели в Интернет развитие шло от позиции пользователя к индивиду. При этом формирование акторов как индивидов основывается на деятельностном подходе, при котором акцент сделан на акторе, и реализуется программно при разработке сайтов социальных сервисов с целью обеспечения, прежде всего, межличностной коммуникации.
С учетом указанных особенностей в [7] предлагается следующая классификация социальных сетей с позиций коммуникативности и доминирования.
1. Социальные сети с высокой доминантностью и высокой коммуникативностью.
2. Социальные сети с высокой связанностью и низкой доминантностью.
3. Социальные сети с низкой коммуникативностью и низкой доминантностью.
4. Социальные сети с низкой коммуникативностью и высокой доминантностью
Указанная классификация, как и следовало ожидать имеет высокую степень корреляции с классификацией Ч. Хефлина.
Кроме коммуникативной составляющей в последнее время к понятиям, характеризующим социальную сеть, относят поток ресурсов и социальный капитал.
Основными признаками, характеризующими социальные сети являются:
совокупность акторов, выражающих позицию или тип отношений;
наличие взаимосвязей, выражающих отношения (направленные или ненаправленными, с низкой или высокой доминантностью, единичные или множественные);
наличие потока ресурсов между акторами;
наличие горизонтальных связей, коалиций и кластеров.
Предлагается провести классификацию социальных сетей по степени доминирования указанных признаков.
Если в социальной сети преобладают акторы, выражающие позицию, то социальная сеть может быть отнесена к социоцентрическим сетям.
Социоцентрические сети, в свою очередь, могут быть неформальными, профессиональными и т.д. С позиций коммуникативности и доминантности такие сети относятся, на наш взгляд, к первым двум перечисленным выше уровням классификации. Реализация сетей возможна в А-сетях и частично в В-сетях.
Наличие коалиций и кластеров в такой сети создает сеть со средним или высоким социальным контролем.
При преобладании акторов отношений социальная сеть становится эгоцентрической. Такая сеть характеризуется низкой коммуникативностью и низкой или высокой степенью доминантности. Реализация сетей возможна в В, с и D сетях. Эгоцентрическая сеть может быть отнесена к сетям со средним или низким социальным контролем.
По принципам распространения информации в социальных сетях они, в соответствии с [7], могут быть разделены на широковещательные, транзакционные и групповые.
Для построения системы классификационных признаков предлагается использование аппарата марковских случайных графов. Правомерность такого подхода обусловлена следующими причинами.
Ценность социальной сети определяется не количеством ее акторов, а количеством и степенью связей между ними.
Актор в социальных сетях формируется на основе позиций и поэтому может включать социальные группы, профессиональные сообщества и т.д.
Социальная сеть строится на основе имеющейся сетевой структуры.
Возрастание в социальных сетях роли «слабых» связей (связей второго порядка).
В связи с многообразием позиций индивида, отсутствия идентификации, многообразия статусов при классификации социальных сетей важна ролевая классификация, то есть акторы, в ряде случаев, это роли субъекта.
Совокупность социальных сетей с точки зрения инфологического подхода есть реляционная база данных.
Конфигурация социальных сетей определяется, в первую очередь, типом интерактивных взаимоотношений между акторами, а не ролью актора в этой сети.
Предполагается следующие четыре этапа построения схемы классификации на основе теории графов.