Дать характеристику гражданской общины в Древнем Риме

0 голосов
19 просмотров

Дать характеристику гражданской общины в Древнем Риме


История (16 баллов) | 19 просмотров
Дан 1 ответ
0 голосов

В римской общине, как и в греческой, сочеталось коллективное и частное землевладение; все граждане имели равные права и являлись не только земледель­цами, но и воинами. Понятия «хороший земледелец», «хороший воин» и «хороший гражданин» долго слива­лись в одно целое в сознании римлян.
Из земледельцев выходят храбрейшие мужи и са­мые предприимчивые воины, а земледелие есть заня­тие наиболее благочестивое и устойчивое...
Катан Старший, II в. до н. э.
Жизнь общины была организована так, чтобы под­держивалось равновесие между личной и обществен­ной пользой. В Риме не было налогов, за счет которых содержался бы государственный аппарат. Люди, зани­мавшие высшие должности, не получали жалованья и должны были за свой счет устраивать пиры, игры, строить храмы, обеспечивать бедных граждан надела­ми земли. Путь наверх был открыт прежде всего для нобилитета, в который входили патриции и плебей­ская верхушка. С другой стороны, чем богаче был гражданин, тем больше средств он был обязан тратить на общую пользу.
Служба в армии была обязанностью для граждан, но обязанностью почетной. Человек не мог стать госу­дарственным деятелем, не имея военного стажа. Лишь в IV в. воинам стали выплачивать жалованье: до этого они довольствовались плодами своих побед и должны были сами заботиться о вооружении и пропитании. Когда начиналась война, у граждан брали заем, кото-
• Нобилитет— от латинского слова «нобилис» — «знатный, благородный».
рый возвращался после победы. Военная добыча пере­ходила в собственность общины, и ею пользовались все граждане. Отнятая земля присоединялась к обще­ственной, а потом делилась между солдатами и беззе­мельными. Драгоценные металлы и другая дань шли в казну общины. Остальное распределялось между сол­датами, которых одаривали также и полководцы.
Большое значение в жизни римлян имела религия. Древнейшими богами были двуликий Янус — творец Вселенной, Юпитер — бог неба, Марс — бог войны. Римляне почитали Весту — хранительницу домашне­го очага и государства, Юнону — богиню луны и по­кровительницу женщин, Минерву — богиню мудрос­ти, покровительницу ремесел. Было и множество дру­гих богов, причем количество их все время возрастало. Римляне охотно принимали «чужих» богов — этрус­ских, греческих, а потом и восточных.
Религиозные обряды были своего рода обществен­ной обязанностью граждан: члены общины должны были участвовать в обрядах своей фамилии, почитая «семейных» богов, и в обрядах общегосударственных. Любое дело в Древнем Риме начиналось с того, что испрашивалась воля богов.
Римскую религию историки называют рациональ­ной и практичной. Отношения с богами имели, так сказать, деловой характер: следовало соблюдать вер­ность богам, строго выполнять обряды и различные за­преты, а взамен можно было рассчитывать на их по­мощь.
Высший суд над человеком в Древнем Риме осу­ществляли не боги, а общество — сограждане давали оценку поступкам человека, высказывали одобрение или неодобрение. Лучшие граждане были образцом для подражания, на их подвиги, совершенные ради об­щего блага, должен был ориентироваться человек.
Таким образом, идея «общей пользы» определяла и порядки в гражданской общине, и поведение каждо­го отдельного ее члена. Обязательства римского граждаяина были четко установлены: на первом месте сто­ял долг перед обществом, на втором — перед семьей и на последнем — забота о своем личном благе.

(48 баллов)