Возрастно-половые пирамиды — графическое представление распределения населения по полу и возрасту, использующееся для характеристики половозрастного состава населения.
Возрастно-половой состав населения представляет соотношение возрастно-половых групп — совокупностей людей одинакового возраста. Это основной элемент возрастной структуры населения. В зависимости от целей исследования различают возрастные группы однолетние и укрупненные: пяти- и десятилетние. Однако для оценки общих структурных сдвигов применяются и более крупные возрастные группы.
Возрастно-половые пирамиды представляют собой диаграммы, на которых число людей каждого возраста (или доля их в населении) изображено горизонтальной полосой определенного масштаба. Полосы располагаются одна над другой в порядке увеличения значений возраста, в левой части диаграммы — для мужчин, в правой — для женщин. Возрастно-половые пирамиды строятся обычно по годичным или пятилетним возрастным группам, а иногда и по десятилетним группам. Однако половозрастные пирамиды, построенные по крупным возрастным группам, не раскрывают детальные особенности возрастного и полового состава населения.
Состав возрастно-половой структуры населения в первую очередь является результатом эволюции воспроизводства населения. Тип воспроизводства населения, формируемый процессами рождаемости и смертности в настоящий и прошедшие периоды, определяет соотношение населения различных возрастных групп.
На пирамиде 1989 года хорошо видны следы снижения числа родившихся и роста младенческой смертности во время Первой мировой и гражданской войн, затем во время голода 1932-1933 годов, особенно резкого сокращения числа рождений в 1942-1945 годах, во время Второй мировой войны и "эха" этого сокращения спустя 20 лет, усиленного к тому же падением рождаемости в 1960-е годы. Заметно также уменьшение числа родившихся, наметившееся в конце 1980-х годов ("второе эхо" войны) и сменившее рост числа рождений в первой половине 1980-х годов - "эхо" послевоенного подъема рождаемости, усиленное мерами демографической политики, а возможно, и антиалкогольной кампанией 1985-1988 годов.
Все эти особенности возрастной пирамиды 1989 года сохраняются и у пирамиды 2002 года, хотя следы самой первой катастрофы - Первой мировой и гражданской войн - становятся уже мало заметными. Но зато бросается в глаза резкое сужение нижней части пирамиды, гораздо большее, чем можно было ожидать, принимая во внимание неизбежность "второго эха" войны: его последствия были значительно усугублены резким падением рождаемости в 1990-е годы.