США не было докапиталистических отношений (за исключением рабства на юге страны), пережитки которых мешали бы становлению капитализма, как это было в странах Европы. В этих условиях свободные земли, изобилие дешевых энергоресурсов и сырья способствовали созданию в США мощного экономического потенциала. Быстро развивающаяся экономика, требовавшая все большего количества рабочих рук, и относительно высокий уровень зарплаты привлекли в США миллионы переселенцев из других стран. Так, если в период с 1800 по 1900 гг. население Европы возросло в два раза, то население США – в 14 раз, главным образом, за счет иммиграции из Европы. В США перебирались люди, недовольные своим положением на родине, преимущественно активные, готовые на упорный труд и отчаянную борьбу за место под солнцем.
Быстро увеличивающаяся численность населения страны и относительно высокий уровень доходов способствовали ориентации американской экономики на потребителя, на производство потребительских товаров и развитие сферы услуг. Удовлетворение личных потребностей растущего населения становилось важнейшим источником прибылей. Расширяющийся потребительский рынок стимулировал развитие массового производства, которое, в свою очередь, явилось фактором дальнейшего расширения массового рынка. Массовое производство в США было создано много десятилетий назад. Так, еще в годы первой мировой войны США перешагнули миллионную отметку в производстве легковых автомобилей (в 1915 г. их было произведено 985,5 тыс, в 1916 – 1,526 тыс.). Такой уровень требовал соответствующего уровня производства смежных отраслей, поставлявших свою продукцию для производства автомобилей. Поэтому в стране быстрыми темпами развивались: нефтеперерабатывающая промышленность; нефтехимия; металлургия; приборостроение; текстильная промышленность и др.
Развитие экономики США не тормозилось войнами, военными разрушениями и людскими потерями. Последнее вторжение иностранных войск на американскую территорию было в 1812 г., а военные действия на собственно американской территории велись в последний раз в 1861–1865 гг. во время гражданской войны между Севером и Югом, против рабства в южных штатах. С тех пор США сами вели колониальные войны, участвовали в двух мировых войнах. Но все это происходило далеко от берегов Америки и не влекло за собой сколько-нибудь существенных для США людских и материальных потерь. Напротив, мировые войны, тормозившие развитие других участвовавших в них стран и наносящие ущерб их хозяйствам, способствовали заметным рывкам вперед в экономическом развитии США. Так, например, ВНП США увеличился с 716,6 млрд долл. (в ценах 1982 г.) в 1939 г. до 1380,6 млрд долл. в 1944 г., когда был достигнут пик военного производства, то есть на 92,6%, а производство в обрабатывающей промышленности за тот же период возросло в 2,4 раза. Среднегодовые темпы прироста ВНП составили 14%, а производство продукции в обрабатывающей промышленности – 18,7%. Американская экономика никогда не достигала таких темпов экономического роста в мирное время.
Ускоренному экономическому развитию США способствовали конкуренция и свобода экономической деятельности. Характерно, что, во-первых, создание новых предприятий в стране происходило чрезвычайно легко, с минимальными бюрократическими формальностями, а во-вторых, дало толчок развитию конкуренции. В свою очередь, конкуренция, ожесточенная борьба за доллар потребителя заставляли постоянно совершенствовать производство, сокращать его издержки, повышать качество, обновлять и увеличивать ассортимент выпускаемой продукции. Конкуренция не давала производству застаиваться, постоянно подталкивала технический прогресс. Однако было бы совершенно неправильно думать, что в США господствует неограниченная рыночная стихия и вмешательство государства в экономику сводится лишь к недопущению монополизации. Антимонополистические мероприятия – только один из многих методов государственного воздействия на экономику.
Государство играло и играет важную роль в экономической жизни США. Функции его постоянно расширяются. Используется большой набор методов и инструментов регулирования американской экономики. Это бюджетные, кредитно-денежные, законодательные, административные меры, они позволяют воздействовать на темпы экономического развития, уровень занятости и безработицы, темпы роста цен. Государство осуществляет законодательное регламентирование, законодательно устанавливает различные стандарты и нормативы, в частности, продолжительность рабочего дня, размер минимальной заработной платы, требования к технике безопасности. Большое внимание уделяется осуществлению налогового и кредитного стимулирования научно-технического прогресса.
Государство регламентирует деятельность отдельных отраслей, например, военной, атомной промышленности и др.