Органическая теория государства была поголовным увлечением политиков и государствоведов в первой половине XIX века. Ее широкое распространение можно сравнить разве только с господством договорной теории в предшествующую философскую эпоху. В особенности это нужно отнести к германской науке, хотя и во Франции и отчасти в Англии органические воззрения также выступают на первый план, правда, в несколько специфической окраске,—в так называемой органической теории общества. Мы присутствуем, таким образом, при развитии одной общей научной тенденции, которая охватывает социально-философскую мысль и выливается во множество отдельных воплощений, предлагая различные решения одной и той же задачи. И, несмотря на разнообразие этих воплощений, в каждом из них, в большей или меньшей степени, проявляются сходные черты, наблюдение которых показывает, что мы имеем дело с новой теоретической конструкцией государства, значительно отличной от органических сравнений древней и христианской философии.