Повесть Гоголя «Портрет» делится на две части. В первой говорится о неком молодом художнике Чарткове, увидевшем портрет старика в каком то захолустном магазинчике, и этого живописца зацепили глаза старика, они были настолько выписаны, что казались просто живыми. На последние деньги он купил этот портрет, и принеся его домой ему показалось, что старик, изображенный на портрете, сам полностью живой и вот-вот вылезет из портрета. Между тем у Чарткова была мечта- разбогатеть и стать модным живописцем. И в эту же ночь ему снится, будто старик вылез из своего портрета, и показывает мешок, в котором множество свертков с деньгами. Художник незаметно прячет один из них. На следующее утро он и вправду находит деньги. И после этого момента его дела идут в гору, он и вправду становится модным художником, но его работы лишаются индивидуальности, и как последствие, художник лишается таланта. Однажды его просят раскритиковать картину одного молодого художника, и Чартков видит талант молодого художника и в ужасе понимает, что променял талант на деньги. И тут он начинает скупать все картины талантливых художников с целью уничтожить их. Все это время ему мерещатся глаза старика. Вскоре он умирает ни оставив после себя ничего.
Вторая часть рассказывает об аукционе на котором продается эта картина. Многие хотят ее купить, но один человек говорит, что портрет должен достаться ему, так как он давно его искал. Человек, купивший портрет рассказывает невероятную историю. Давным-давно жил в Петербурге некий ростовщик, отличавшийся от прочих возможностей ссудить какую угодно сумму денег. Но странная особенность – все, кто получал от него деньги, заканчивали жизнь печально. Однажды ростовщик попросил художника, отца покупателя, изобразить его. Но чем дольше художник рисует, тем больше отвращения испытывает к старику. Когда портрет оказывается нарисованным, ростовщик говорит, что теперь будет жить в портрете, вечером следующего дня умирает. В самом художнике происходит перемены: он начинает завидовать таланту ученика… Когда же портрет забирает приятель, художнику возвращается покой. Вскоре выясняется, что и приятелю портрет принес несчастье, и он его продал. Художник понимает, сколько беды может принести его творенье. Приняв, постриг в монахи, завещает сыну найти и уничтожить портрет. Он говорит: Кто заключает в себе талант, тот чище всех должен быть душою. Люди, слушающие рассказ, оборачиваются к портрету, но его уже нет – кто успел украсть его. Так заканчивается повесть Н.В.Гоголя Портрет.
Что такое искусство? Мнения у всех свое. Возьмем пример.
В своей статье «что такое искусство» Лев Толстой убедительно обрисовал хаос и противоречия в суждениях философов и эстетиков о сущности искусства. По словам Толстого, искусство должно создать определенные эмоциональные связи между художником и аудиторией, которые «заражают» зрителя. Таким образом, настоящее искусство требует способности объединить людей по каналу связи.
Я согласна с Толстовым, но в своей статье он делит искусство на «хорошее» и «плохое». «Хорошее»- способствует развитию чувства всеобщего богатства, а «плохое»- нет. В этом я с ним не согласна, ведь нельзя поделить искусство на такие критерии, само искусство должно передавать некую энергию, эмоцию, возникавшую у автора при создании этой работы. У нас в художественной школе был предмет «история искусств» и каждый год нам говорили, что искусство-это эмоция воплоти. Я считаю искусство, как и эмоции нельзя разделить на хорошие и плохие.
Я писала это к тому, что Гоголь в своем произведении ставит вопрос, о том является ли эта картина искусством. Позиция автора –нет, она не искусство, а просто материальная ценность, от которой лучше избавится.
Да, в принципе, что это за искусство, которое несет только негатив для своего обладателя. Но в тоже время это выражение эмоций, она несет в себе энергию, пусть и отрицательную. Я думаю вопрос нужно ставить по другому - все ли искусство нужно для человечества? Тут мой ответ тоже положительный. Да, любое искусство нужно. Одна из важных функций искусства- учить, поучать. Отрицательное искусство показывает нам, что все не так уж и плохо, могло быть и хуже. Вот и в этом произведении Чартков жил плохо, или просто ему так показалось, а искусство показало ему, что бывает намного хуже.