Базаров к любви относится весьма холодно. «Человек, который всю свою жизнь поставил на карту женской любви, и когда ему эту карту убили, раскис и опустился до того, что ни на что не стал способен, этакой человек — не мужчина», — замечает он.
«Для Павла Петровича любовная драма может стать источником самоуважения: воспоминания о ней поддерживают сознание незаурядности и значительности прожитой им жизни. Для Базарова подобная же драма означает унижение и воспринимается как проявление позорной слабости.
Материалист Базаров не хочет, скорее, боится понять и Одинцову.
Он довольствуется простым социальным объяснением. Одинцова – аристократка, скучающая барыня. Если она от чего страдает – от скуки, да от светских сплетен
Весь во власти чувств, Базаров, однако, полностью отвергает возможность подобного в ее душе: «Ты кокетничаешь, ты скучаешь и дразнишь меня от нечего делать, а мне... »
Наконец он изрекает окончательный и страшный приговор, навсегда возвращающий Анну Сергеевну в ее ледяное одиночество: «Вам хочется полюбить, а полюбить вы не можете» . Настойчивые уверения Базарова возымели свое действие.
«Нет, – решила она наконец , – спокойствие все-таки лучше всего на свете» .
При последнем свидании Анну Сергеевну, кроме того, испугала злоба, с какой Базаров заговорил о своем чувстве. «…Это страсть в нем билась» , – объясняет автор. Но теперь настолько непривычно для нас, что происходит в душе Базарова: «Не трепетание юношеской робости, не сладкий ужас первого признания, сильная тяжелая – страсть, похожая на злобу и, быть может, сродни ей» . Любовь поднимает со дна души не одни светлые чувства. Но и то врожденное, о чем Катя проницательно замечает: «Он хищный, а мы с вами ручные» . «Дают себя знать инстинкты сильного зверя, для которого все встреченное на пути либо угроза, либо добыча, либо препятствие» .
Базаров уже знает, какого взгляда на любовь придерживается Одинцова: «По-моему, или все, или ничего. Жизнь за жизнь. Взял мою, отдай свою, и тогда уже без сожаления и без возврата» . «Это условие справедливое, Анна Сергеевна» , – подхватывает он.
Но Анна Сергеевна готова на это при гарантии полного к ее личности уважения – «как же собою не дорожить? » Для Базарова же любовь – полное подчинение его воле. При этом он сам уклоняется от вопроса о том, способен ли пожертвовать собой – «не знаю, хвастаться не хочу» .
Одинцова оказывается неспособной на глубокие чувства, гораздо менее живой, чем сам Базаров, который прятал в нигилизме свое «страстное, грешное, бунтующее сердце» .
Кажется парадоксом, но именно смерть во многом освобождает Базарова,
побуждает не скрывать более своих настоящих чувств.
Теперь можно не скрывать своей любви к Анне Сергеевне, попросить
ее приехать принять его последний вздох.
Оказывается, можно впустить в свою жизнь простые человеческие чувства,
но при этом не «рассыропиться» , а стать духовно сильнее.
Умирающий Базаров произносит романтические слова, которыми выражает
истинные чувства: «Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет... »
Главный герой слишком непохож на окружающих, слишком незауряден
чтобы достичь личного счастья.
Это же становится препятствием для него и в дружбе.
Взаимоотношения Аркадия Кирсанова и Евгения Базарова
нельзя назвать настоящей дружбой, потому что дружба невозможна без
взаимопонимания, дружба не может быть основана на подчинении
одного другому. Аркадий в основном, “сибаритствовал” под влиянием
натуры гораздо более сильной, чем он сам.
Базаров и Аркадий прощаются навсегда.
Евгений расстается с Аркадием,
не сказав ему ни одного дружеского слова. Базаров говорит,
что у него для Аркадия другие слова, но высказать их —
для Базарова романтизм.
У Базарова нет друга, потому что он не встретил еще человека,
который бы не спасовал перед ним.