Настоящая ли дружба у Базарова и Аркадия? Есть ли между ними взаимопонимание и духовная...

0 голосов
67 просмотров

Настоящая ли дружба у Базарова и Аркадия? Есть ли между ними взаимопонимание и духовная близость? Свой ответ объясните! пожалуйста,помогите.(РОМАН "ОТЦЫ И ДЕТИ" ТУРГЕНЕВА)


Литература (22 баллов) | 67 просмотров
Дан 1 ответ
0 голосов

Базаров к любви относится весьма холодно. «Человек, который всю свою жизнь поставил на карту женской любви, и когда ему эту карту убили, раскис и опустился до того, что ни на что не стал способен, эта­кой человек — не мужчина», — замечает он. 
«Для Павла Петровича любовная драма может стать источником самоуважения: воспоминания о ней поддерживают сознание незаурядности и значитель­ности прожитой им жизни. Для Базарова подобная же драма означает унижение и воспринимается как проявление позорной слабости. 

Материалист Базаров не хочет, скорее, боится понять и Одинцову. 
Он довольствуется простым социальным объяснением. Одинцова – аристократка, скучающая барыня. Если она от чего страдает – от скуки, да от светских сплетен 
Весь во власти чувств, Базаров, однако, полностью отвергает возможность подобного в ее душе: «Ты кокетничаешь, ты скучаешь и дразнишь меня от нечего делать, а мне... » 
Наконец он изрекает окончательный и страшный приговор, навсегда возвращающий Анну Сергеевну в ее ледяное одиночество: «Вам хочется полюбить, а полюбить вы не можете» . Настойчивые уверения Базарова возымели свое действие. 
«Нет, – решила она наконец , – спокойствие все-таки лучше всего на свете» . 
При последнем свидании Анну Сергеевну, кроме того, испугала злоба, с какой Базаров заговорил о своем чувстве. «…Это страсть в нем билась» , – объясняет автор. Но теперь настолько непривычно для нас, что происходит в душе Базарова: «Не трепетание юношеской робости, не сладкий ужас первого признания, сильная тяжелая – страсть, похожая на злобу и, быть может, сродни ей» . Любовь поднимает со дна души не одни светлые чувства. Но и то врожденное, о чем Катя проницательно замечает: «Он хищный, а мы с вами ручные» . «Дают себя знать инстинкты сильного зверя, для которого все встреченное на пути либо угроза, либо добыча, либо препятствие» . 

Базаров уже знает, какого взгляда на любовь придерживается Одинцова: «По-моему, или все, или ничего. Жизнь за жизнь. Взял мою, отдай свою, и тогда уже без сожаления и без возврата» . «Это условие справедливое, Анна Сергеевна» , – подхватывает он. 
Но Анна Сергеевна готова на это при гарантии полного к ее личности уважения – «как же собою не дорожить? » Для Базарова же любовь – полное подчинение его воле. При этом он сам уклоняется от вопроса о том, способен ли пожертвовать собой – «не знаю, хвастаться не хочу» . 
Одинцова оказывается неспособной на глубокие чувства, гораздо менее живой, чем сам Базаров, который прятал в нигилизме свое «страстное, грешное, бунтующее сердце» . 
Кажется парадоксом, но именно смерть во многом освобождает Базарова, 
побуждает не скрывать более своих настоящих чувств. 
Теперь можно не скрывать своей любви к Анне Сергеевне, попросить 
ее приехать принять его последний вздох. 
Оказывается, можно впустить в свою жизнь простые человеческие чувства, 
но при этом не «рассыропиться» , а стать духовно сильнее. 
Умирающий Базаров произносит романтические слова, которыми выражает 
истинные чувства: «Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет... » 
Главный герой слишком непохож на окружающих, слишком незауряден 
чтобы достичь личного счастья. 
Это же становится препятствием для него и в дружбе. 

Взаимоотношения Аркадия Кирсанова и Евгения Базарова 
нельзя назвать настоящей дружбой, потому что дружба невозможна без 
взаимопонимания, дружба не может быть основана на подчинении 
одного другому. Аркадий в основном, “сибаритствовал” под влиянием 
натуры гораздо более сильной, чем он сам. 
Базаров и Аркадий прощаются навсегда. 
Евгений расстается с Ар­кадием, 
не сказав ему ни одного дружеского слова. Базаров говорит, 
что у него для Аркадия другие слова, но высказать их — 
для Базарова романтизм. 
У Базарова нет друга, потому что он не встретил еще человека, 
который бы не спасовал перед ним.

(52 баллов)