Почему сегодня доллар является валютой №1
Есть мнение, что лидерство доллара связано с такими мистическими характеристиками финансовых рынков, как доверие и надежность. Вкладывать деньги в доллары заставляет людей вера в экономическое могущество США. Недаром, по словам Георга Зиммеля, немецкого философа и социолога, «использование денег, по сути, является механизмом распространения доверия во все более расширяющемся круге лиц».
ВВП США составляет почти четверть мирового ВВП. Масштаб экономической деятельности страны определяет значимость ее валюты.
Более 1/3 мирового ВВП приходится на страны, привязывающие свою валюту к доллару.
После войны большинство развитых стран имели положительные сальдо торгового баланса. Они экспортировали больше, чем импортировали. Поскольку расчеты происходили в долларах, то у многих стран накопились большие долларовые запасы, которые надо было куда-то вкладывать. Послевоенная европейская экономика не отличалась стабильностью, и единственным местом, куда можно было вложить деньги без особого риска, были государственные казначейские обязательства США. Так европейские страны начали кредитовать американскую экономику под довольно низкий процент. Этот процесс продолжается и сейчас.
Только США имеют финансовые рынки такой степени свободы и открытости, которые позволяют работать с любыми суммами и игрокам с любыми внутренними механизмами контроля.
США, в отличие, например, от Японии или Германии, не пытаются защитить своих экспортеров, предпринимая усилия по снижению объема долларовых операций.
Доллар является главной валютой на международном обменном рынке. Он используется в более 85% всех операций forex. В долларах номинируется около 40% международных кредитов, поэтому потребность в них постоянно испытывают выдающие кредиты банки. Например, в 2008 кризисном году неамериканские банки выдали кредитов на сумму $27 трлн, из которых $18 трлн были в них и номинированы.
Доллар является самой распространенной валютой, используемой центральными банками для формирования резервов. Он составляет более 60% валютных резервов всех центральных банков мира. Для сравнения, евро — около 20%.