Главной жизненной заботой в Обломовке было хорошо поесть, и после этого так же хорошо поспать. Об обеде совещались целым домом, решали какое блюдо надо приготовить, и каждый старался "продвинуть" своё блюдо. После обеда все засыпали, кто где. Эти заботы привил «обломовцам» сам Илья Ильич.
Еда для «обломовцев» несёт не только физическое, но и моральное удовлетворение.
В Петербурге у Обломова мысли о еде возникали реже, так как его новым мечтанием была Ольга Ильинская. Он отошёл от старой жизни, и меньше уделял внимания еде, а больше внешнему виду. После женитьбы на Агафье Матвеевне его жизнь вернулась в прежнее русло, и мысли о еде снова стали навещать его голову.
Еда в произведении И. А. Гончарова «Обломов» играет не последнюю роль. Она является основным смыслом жизни героев романа, и поделать с этим они ничего не могут.
"Еда", во-первых, создает соответствующий исторический фон для функционирования героев (многие герои, такие как Тарантьев, Обломов, Штольц, Мухояров, любят поесть, Мухояров и Тарантьев видят в этом смысл жизни, еда для них ценностная категория, позволяющая судить о человеке) ; во-вторых, с помощью этих единиц показывается эволюция главного героя -Обломова - в материальной и в духовной сферах.
С помощью описания застольных бесед.. . автор раскрывает скрытность характера Мухоярова и эгоизм, расчетливость Тарантьева, а также показывает «взаимопонимание» Обломова и Штольца во время беседы на дне рождения Ильи Ильича и их духовную разобщенность через несколько лет после него, когда ухудшение питания заглавного героя романа было обусловлено «снижением его материального достатка.
Отношение к еде становится своеобразным показателем отношения к жизни, своего рода жизненной философией обломовцев» . «Обломовцы" не просто едят и пьют: их аппетит незаметно превращается в истинное гурманство, приготовление пищи - в виртуозное мастерство, а кухня - в своего рода храм. Однако несмотря на некоторое гурманство, гастрономические пристрастия обитателей обломовского мира просты и естественны, близки миру природы. Именно на уровне мотива "еды" проявляется существо обломовского мира — радость жизни, наслаждение ею. Тем самым мотив "еды" и его реализация в романе переводят действие романа с бытового уровня на бытийный.