положительные стороны:
1) она вызвала обострение международной конкуренции. Конкуренция и расширение рынка ведут к углублению специализации и международного разделения труда.
2) Еще одно преимущество — экономия на масштабах производства, что потенциально может привести к сокращению издержек и снижению цен, а следовательно, к устойчивому экономическому росту.
3) Так же она может привести к повышению производительности труда в результате рационализации производства на глобальном уровне и распространения передовой технологии, а также конкурентного давления в пользу непрерывного внедрения инноваций в мировом масштабе.
Кроме того, глобализация имеет свои издержки:
1) Возникает вопрос: кто оказывается в выигрыше от глобализации, поскольку основную часть преимуществ получают богатые страны или индивиды. Некоторые оппоненты говорят о возможности глобальной конвергенции доходов, аргументируя это тем, что экономика бедных государств развивается более высокими темпами, чем богатых. На самом же деле быстрый рост характерен лишь для небольшой группы стран Юго-Восточной Азии («азиатских тигров») , тогда как наименее развитые в экономическом отношении страны отличаются гораздо более низкими темпами роста, чем богатые государства. Их выгоды от глобализации минимальны.
2) Вторая проблема — потенциальная региональная или глобальная нестабильность из-за взаимозависимости национальных экономик на мировом уровне. Локальные экономические колебания или кризисы в одной стране могут иметь региональные или даже глобальные последствия.
3) Третья проблема: опасения, что контроль над экономикой отдельных стран может перейти от суверенных правительств к наиболее сильным государствам, многонациональным или глобальным корпорациям и международным организациям.
4) Наиболее яркая проблема: противоречие между богатыми и бедными странами. Противники глобализации считают аксиомой, что от нее выигрывают богатые страны. Как следствие, звучат призывы к Западу «поделиться» богатством и технологиями, простить долги и т. п. Эти призывы находят поддержку и на самом Западе и потому, в некоторых сферах, сложилось такое положение дел, которое вполне можно трактовать как уступки или даже филантропию.