Анализ стихотворения "Желанье" Лермонтова(1832) по плану:

0 голосов
239 просмотров

Анализ стихотворения "Желанье" Лермонтова(1832) по плану:


image

Литература (24 баллов) | 239 просмотров
Дан 1 ответ
0 голосов

Анализ стихотворения Лермонтова «Желание» следует начать с истории его создания. Это стихотворение поэт пишет в шестнадцатилетнем возрасте – в 1831 году. Лермонтов выражает в нем наивную романтическую мечту обрести свое место в жизни. Лирический герой стихотворения полагает, что Россия – не то место, где ему предначертано быть судьбой. Его душа тянется на историческую родину – в Шотландию. Дело в том, что в семье поэта существовало предание о том, что род Лермонтовых берет свое начало из Шотландии. Юному поэту было невдомек, как потомки шотландского барда Томаса Лермонта оказалась в итоге в России.

Тема стихотворения

Ведущей темой стихотворения «Желание» является тема родины, тоска по которой теснится в душе лирического героя

Лирический сюжет

Сюжет стихотворения представлен в виде рассуждения лирического героя о том, почему он, подобно ворону, не может легко упорхнуть в родные края:

«Зачем я не птица, не ворон степной,
Пролетевший сейчас надо мной?
Зачем не могу в небесах я парить
И одну лишь свободу любить?»

Герой стихотворения мечтает о свободе, которая позволила бы ему посетить родные места, где покоятся его предки и где хранятся предметы, связанные с их славными именами:

«На запад, на запад помчался бы я,
Где цветут моих предков поля,
Где в замке пустом, на туманных горах,
Их забвенный покоится прах.
На древней стене их наследственный щит,
И заржавленный меч их висит.»

Но мечтам поэта не суждено исполниться. От Шотландии его отделяют непреодолимые преграды: «Меж мной и холмами отчизны моей расстилаются волны морей». В этом трагедия лирического героя – он ощущает себя неприкаянным, не нашедшим свое место в жизни.

Настроение стихотворения

Тональность стихотворения печальна. Каждая стихотворная строка пронизана тоской лирического героя. Создать такое настроение автору помогают анафоры: «Зачем я не птица, не ворон степной?…» «Зачем не могу в небесах я парить?» Также многосоюзие придает музыкальности и грусти произведению: «Я стал бы летать над мечом и щитом и смахнул бы я пыль с них крылом; и арфы шотландской струну бы задел, и по сводам бы звук полетел…»
Художественно-выразительные средства, используемые автором

Основным средством выразительности в стихотворении «Желание» являются эпитеты: мечты тщетны, мольбы бесполезны, строгие законы судьбы, чуждые снега, нездешняя душа. Они подчеркивают обреченность лирического героя, неизменность его положения.
Риторические вопросы в первой и в последней строфе стихотворения придают еще большую трагичность образу лирического героя, выражая его обеспокоенность своим положением: «О! зачем я не ворон степной?»

Идея стихотворения

Анализ «Желания» подтверждает, что тема стихотворения, выбор выразительных средств, общее настроение произведения, особенности образа лирического героя призваны выразить идею неисчерпаемого одиночества, которая является традиционной в лирике М.Ю.Лермонтова





(124 баллов)