Сегодня профессиональное образование постепенно перестает быть исключительно процессом подготовки человека только к профессиональной деятельности. Его назначение все больше заключается также в выполнении определенной совокупности гуманистических задач и функций по воспитанию ученика ПТУ, формированию и развитию его личности, привитию общей культуры, духовности, морально-этических принципов и убеждений. Это значит, что сегодня общество требует от профессионального образования эффективной подготовки человека к успешной жизни и деятельности в чрезвычайно сложных и динамичных условиях современного меняющегося мира. Успешность профессиональной деятельности в значительной степени зависит от того, насколько индивидуальные психологические качества специалиста соответствуют требованиям профессии, насколько полно личность воспринимает традиции, нормы и правила поведения в определенной профессиональной среде. Это дает основания говорить о месте и значимости профессиональной культуры, путей ее формирования как важного фактора развития и становления профессиональных качеств личности. Изучению профессиональной культуры будущих специалистов различных профессий посвящены труды Г. А. Балла, М. Г. Бойко, А. Г. Выдры, А. В. Винеславськой, Н. И. Волошко, Е. А. Климова, А. В. Просфоры, В. В. Рыбалки и др. В деле подготовки будущего специалиста ведущая роль принадлежит формированию его профессиональной культуры, по своей сути являющейся процессом преобразования общественно-профессиональных ценностей в личностные. Современный человек в условиях открытого мира оказался пред чрезвычайной свободой выбора (системы образования, сфер деятельности и т. д.), но главный вопрос заключается в том, готов ли человек к этому выбору. Н. В. Крылова придерживается мнения, что профессиональная культура — не просто умение определить и выбрать лучшую культурную норму, а скорее стремление использовать новые культурные образцы. На ее взгляд, профессиональная культура является состоянием самовосстановления собственной культуры и культурной идентичности в образовании, причем подвергается постоянным изменениям . Таким образом, ценности профессиональной деятельности, в процессе интериоризации становятся основой ценностных ориентаций и внутренней культуры личности выпускника ПТУ, определяют его отношение к профессиональной деятельности, профессиональную и гражданскую позицию, дальнейшие успехи в выбранной профессии. Существует несколько подходов к обоснованию сути профессионализма специалиста: личностный (основывается на определении профессионально важных качеств специалиста как субъекта труда), деятельностный (базируется на выявлении закономерностей профессионального роста через изучение результативности его деятельности), целостный (основан на взаимосвязанном изучении личностного и профессионального роста)