Рязань фактически была брошена на произвол судьбы из-за разногласий рязанских князей. Старший из них, князь Юрий Рязанский, решил оборонять столицу. Младшие князья покинули свои города и отступили к суздальской границе, надеясь, что владимирский князь все же пришлет свои полки им на помощь. Имеются сведения, что рязанские князья попытались дать бой монголам в южных пределах своего княжества, у Воронежа, но потерпели поражение.
Захватив города Пронск, Белгород и Ижеславль, Батый 16 декабря 1237 года подступил к стенам Рязани. Столица Рязанского княжества была хорошо укреплена - высота земляных валов достигала десяти метров. На валах возвышались дубовые стены с бойницами и башнями. С наступлением морозов валы поливались водой, что делало их неприступными.
Но у монголов было численное преимущество, к тому же и опыта было значительно больше, чем у рязанской дружины и городского ополчения. Пользуясь многократным численным перевесом, они вели непрерывный штурм, меняя отряды штурмующих, тогда как рязанцы оставались на городских стенах и после двух-трех бессонных ночей теряли боевую готовность. «Батыево войско переменялось, а горожане бессменно бились», - пишет по этому поводу автор «Повести о разорении Рязани Батыем»
После пяти дней осады 21 декабря 1237 года крепость была взята штурмом и сожжена. Летописи рассказывают о тотальном избиении всего населения города, в том числе священников и монахов.