Течение в абстрактном искусстве, возникшее в США в 1940-х годах, и представленное главным образом творчеством художников Нью-Йоркской школы. Абстрактный экспрессионизм продолжил «освобождение» искусства от какого-либо контроля разума и логических законов, поставив своей целью спонтанное выражение внутреннего мира художника, его подсознания в хаотических, абстрактных формах и взяв за главный творческий принцип самопроизвольное, автоматическое нанесение красок на холст, происходящее исключительно под влиянием психических и эмоциональных состояний….
Franz-Kline-xx-Black-on-Green-Red-and-Yellow-1948Ф.Клайн. Чёрное на зелёном,красном и жёлтом.1948
В стремительном ритме художники покрывали поверхность холста крупными энергичными мазками, при этом нередко прибегая к приему дриппинга (разбрызгивание краски или выдавливание из тюбика). Процесс создания картины часто происходил публично: перед зрительской аудиторией разыгрывался целый спектакль, в котором жесты и движения художника играли такую же активную роль, как и потоки краски, падающие и разливающиеся по холсту.
Абстрактный экспрессионизм доминировал в американской культуре вплоть до начала 1960-х годов, став одним из первых серьезных течений в американской живописи и повлияв на процесс развития всего мирового искусства.
АБСТРАКЦИОНИЗМ
1В.Кандинский. Композиция 8 1913.
Одно из главных художественных направлений в искусстве 20 века, в котором структура произведения основывается исключительно на формальных элементах — линии, цветовом пятне, отвлеченной конфигурации. Произведения абстракционизма отрешены от форм самой жизни: беспредметные композиции воплощают субъективные впечатления и фантазии художника, поток его сознания, они порождают свободные ассоциации, движения мысли и эмоциональные сопереживания.
Нельзя назвать ни точного времени возникновения абстракционизма, ни его основоположника. Признанными вдохновителями абстракционизма считаются художники Василий Кандинский, Казимир Малевич, Пит Модриан, Франтишек Купка, Робер Делоне, изложившие основные положения этого направления в своих теоретических трудах и программных заявлениях.
cmsФ.Леже Девушка с цветком. 1954
Абстракционизм зародился как узкое направление в изобразительном искусстве. В начале1930-х годов стали возникать объединения абстракционистов («конкретное искусство» — 1930 год, «круг и квадрат» — 1930 год, и другие), которые собирали под свои знамена художников разных национальностей и направлений. К середине 1930-х годов интерес к абстракционизму резко упал, и эти объединения распались. Новое рождение он обрел в США, где в начале 1940-х годов появился абстрактный экспрессионизм, оперирующий беспредметными формами для спонтанного выражения внутреннего мира художника.
Последней популярной разновидностью абстракционизма стал зародившийся в 1960-х годах поп-арт, после чего абстрактное искусство ушло в тень.
АВАНГАРДИЗМ
picasso_1921_threemusiciansП. Пикассо Три музыканта 1921
Совокупность новаторских, бунтарских течений и направлений в художественной культуре 20 века. На разных исторических этапах роль авангарда играли сменявшие друг друга течения: 1900–1910-е годы — время появления фовизма, кубизма, футуризма, экспрессионизма, дадаизма, абстрактного искусства; в 1920–1930-х годах на первый план выходит сюрреализм; в послевоенный период возникают новые течения абстракционизма — абстрактный экспрессионизм, ташизм, неформальное искусство и др.; 1960–1970-е годы — переходная эпоха от «классического» авангарда к неоавангарду, или постмодернизму, с его составляющими — акционизмом, поп-артом, концептуализмом, кинетическим искусством и другими арт-практиками.
АКАДЕМИЗМ
iCAR1CFZ8А.Кабанель Федра. 1880
Направление в изобразительном искусстве, базой развития которого служат художественные академии. История развития академизма связана с «Академией вступивших на правильный путь» в Болонье (около 1585 года), французской Королевской академией живописи и скульптуры (1648 год), и российской Академией трех знатнейших художеств (1757 год). В основе деятельности всех заведений лежала строго регламентированная система обучения, ориентированная на великие достижения предшествующих эпох — Античности и итальянского Возрождения, откуда сознательно отбирались отдельные качества классического искусства, принимавшиеся идеальными непревзойденными.
Путь академизма в искусстве не был отмечен какими-либо великими открытиями или достижениями. В силу своей искусственности («сделанности») и эклектичности, он не является художественным стилем.
-----_~1А.Бугро Отдых во время жатвы. 1865