продолжает историю России М. Ю. Лермонтов в своей « Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова.»
В ней описаны времена правления Ивана IV Грозного (1533 – 1584 гг.
), в которые была установлена опричнина, страшные времена, когда в качестве протеста против опричников, призванных «грызть» царских изменников и «выметать» из государства измену (в знак этого опричники прикрепляли у седла лошади голову собаки и метлу) сложил с себя сан митрополит Афанасий, когда нового митрополита Филиппа Колычева ( за смелость в речах) задушил ближайший помощник царя Малюта Скуратов.
Когда М. Ю. Лермонтов писал это произведение, «…в его памяти возникла та правда, которая стала для него жить в самую раннюю пору – в Тарханах, в старых тарханских песнях», — говорил известный лермонтовед С. А. Андреев – Кривич, долгое время изучавший в селе Тарханы фольклор. В. Г. Белинский резюмировал:
— «Песня про купца Калашникова»… представляет собою факт в кровном родстве духа поэта с народным духом.»
Царствование Бориса Годунова (1598 – 1605 гг.) отражено А. С.
Пушкиным в драме «Борис Годунов», где ярко и выпукло изображены и образ царя Бориса – умного, дальновидного властителя, завоевавшего престол хитростью и энергией, и образ Самозванца.
Этот пылкий юноша – Григорий – страстно рвётся из стен Чудова монастыря в большой мир, к власти, обнаруживая при этом смелость, ум, способности дипломата.
Но и для Бориса, и для Гришки дорога к власти лежит через насилие, через преступление. Народ, со свойственным ему нравственным сознанием, осуждает и того, и другого…
Ко временам правления Петра I (1682 – 1725 гг.), который был для А. С. Пушкина любимым историческим деятелем, поэт обращается в поэмах «Полтава» и «Медный всадник». В «Полтаве» описывается победа Петра I над шведами, вторгшимися в Россию в 1709 г., поэтически описан Полтавский бой, его напряжённые моменты, описан гордый и могучий облик Петра I, его отвага и великодушие к побеждённым.
«Медный всадник» воспевает град Петров – Петербург: