Культура саков
Религия.
Религиозные представления саков имели ярко выраженную военную окраску, а) Главными были - культ вождя и царя. Царь считался - избранником богов, посредником между небом и землей, центром мира, носителем земного процветания. От его физической мощи и духовной энергии зависло благосостояние народа. Он был воплощением всех слоев народа. Он проводил первую борозду на весенней пахоте.
Саки поклонялись силам природы - солнцу, ветру, грозе, грому. По их представлениям, боги перевоплощались в различных животных и птиц. Например, конь - бог солнца и огня; кабан - бог грома. Кочевые племена больше поклонялись солнцу, огню, а оседлые племена - священной земле. В святилищах, где находились алтари и жертвенники, приносили жертвы богам, совершали обряды достижения, плодородия, связанные с соблюдением культа предков и культа огня. Археологами обнаружены, что у саков Семиречья существовали "храмы огня".
Искусство
С VII в. до н.э. у населения обширной зоны степей Казахстана, Сибири, Поволжья и юга Европы ВОЗНИК в искусстве так называемый "звериный стиль". Главная тема - изображение зверей и мифологических чудовищ в движении. Ими украшали ювелирные украшения, оружия, одежда, конскую сбрую, бронзовые котлы и жертвенники. Сюжетной основой "звериного стиля" были сохранившиеся с глубокой древности мифы о происхождении людей от различных животных. Это своего рода особая знаковая система для выражения идеологии кочевников. В III-II вв. до н.э. этот стиль постепенно утратил реалистическую основу, превратился в орнаментальную схему, а в начале нашей эры вовсе исчез.
Саки - принадлежали к европеоидной расе. Антрополог О. Исмагулов считает, что в антропологическом типе саков присутствует 20% монголоидных элементов, особенно у саков северных и восточных районов Казахстана.
Саки говорили на восточно-иранском языке, выделившихся из индо-иранской языковой группы.
На развитие сакской культуры большое влияние оказало культура Ахеменидского Ирана.
Ярким представителем сакской духовной культуры является - мыслитель Анахарсис, живший в VI в. до н.э.
Археологические памятники саков:
Наиболее известный памятник этой эпохи - курган Иссык, расположенный в 50 км восточнее Алматы в предгорьях Заилийского Алатау. Он входит в Иссыкский могильник, состоящий из более 40 курганов. Его открытие произошло в 1969 году. В кургане диаметром 60 м и высотой более 7 м было обнаружено погребение "Золотого человека”, датированное концом IV-III веком до нашей эры. По определению антропологов, захороненному в кургане Иссык было 17-18 лет, по физическому типу он принадлежал к сакам. Одет он был в богато расшитую золотом парадную одежду. На голове - высокий - 65-70 см - конической формы головной убор, украшенный золотыми пластинами разных форм и размеров. Всего на головном уборе размещалось около 150 украшений, изображающих барсов, тау-теке, архаров, лошадей, птиц. Переднюю часть головного убора украшали изображения двух крылатых лошадей с козлиными рогами. Верхняя одежда воина состояла из кафтана и штанов. Кафтан украшало около трех тысяч золотых предметов, а во всей одежде, головном уборе и обуви насчитывалось около четырех тысяч золотых блях и пластин. Археолог К. Акишев относит погребенного к числу саков тиграхауда. Среди находок наиболее важной представляется двухстрочная надпись из 26 знаков неизвестного руноподобного, очевидно, алфавитного письма на серебряной чаше. Памятники сакского времени широко представлены во всех частях Казахстана на западе, севере, востоке. Например, в Центральном Казахстане культура того периода получила название тасмолинской по месту наиболее крупных археологических раскопок в урочище Тасмола. Основой ее выделения среди других послужил особый тип памятников - "курганы с усами”, "курганы с каменными грядами”.
Бесшатырский курган в долине реки Или. Курган состоит из 31 могильников. Датировка кургана V-IV вв. до н.э. Самый крупный могильник - Большой Бесшатырский имеет диаметр 104 м, высота - 17 м. (высота 5-этажного дома) В одном из куранов оказалась деревянная постройка из массивных стволов