Это стихотворение Пушкина, посвященное А. П. Керн, также хорошо известно читателям. В нем поэт рисует женщину как музу, как волшебное видение. Годы стирают это впечатление; но тоскливо тянется время без «божества» любви. Однако стоит встретиться с былой любовью, как прежний восторг оживает, а вместе с ним и поэтическое вдохновение.
Встречу с прекрасной женщиной поэт называет «чудным мгновением», словно он встретился с богиней или сказочной феей, которая промелькнула, как «мимолетное виденье», она совершенна, «как гений чистой красоты». Он долго с грустью вспоминал о ней, «в тревогах шумной суеты» ему нередко слышался ее голос, она часто снилась ему.
Но годы шли, и «прежние мечты» рассеялись; позабылись «небесные черты» и «нежный голос». Жизнь героя стихотворения проходила «в глуши, во мраке заточения», лишенная «божества» и «вдохновенья», «без слез, без жизни, без любви».
Но затем наступило пробуждение от душевного оцепенения; он снова встретился с ней. Как и в прошлый раз, она явилась «как мимолетное виденье,/Как гений чистой красоты». Сердце героя стихотворения снова «бьется в упоенье», он ощущает полноту жизни, так как у него опять есть «божество» и «вдохновенье», которые дает человеку любовь.