Образ Петра I интересовал А. С. Пушкина всю жизнь и рассматривался во многих произведениях поэта , но ярко великий царь изображается в поэмах «Полтава» и «Медный всадник» . И там, и тут предстает образ величественного, умного, твердого властителя, действительно Петра Великого. Но отношение Пушкина к своему герою неоднозначно. В поэме «Полтава» Петр показан как полководец, ведущий войска к победе.
Сочетание «ужасного» и «прекрасного» делает Петра не просто величественным, а наделенным сверхчеловеческими чертами, призванным божественной силой, чтобы привести русские войска к победе, а Россию — к славе и величию. Но Петр величествен не только во время сражения. Полководец прекрасен и после победы, когда он великодушно принимает у себя «славных пленников» , угощает и «своих вождей» , и «вождей чужих.
Во вступлении к поэме « Медный всадник» император по-прежнему показан как дальновидный, умный и твердый политик. Петр действительно смотрит «вдаль» , и это — и его плюс, и его минус. Петр видит великое будущее России. Он смотрит вдаль и не видит того, что вблизи, не видит «мшистые, топкие берега» , реку, грозящую наводнением, «лес, неведомый лучам 'в тумане спрятанного солнца» . Да, создание города на берегу Балтийского моря было необходимо, это отвечало и стратегическим, и экономическим интересам государства, но эти общегосударственные интересы все время сталкивались с частными интересами простых людей, жителей Петербурга, страдавших от наводнений и сырого «болотного» климата. Эта проблема столкновения «общего» с «частным» и является главной проблемой, раскрываемой Пушкиным в поэме «Медный всадник» .
Если в «Полтаве» мы видим перед собой прекрасное живое воплощение божественной силы, то в «Медном всаднике» мы сталкиваемся с чем-то устрашающим:
В неколебимой вышине,
Над возмущенною Невою
Стоит с простертою рукою
Кумир на бронзовом коне.
Пушкин восхищается величием Петра,его умом, но его отталкивает жестокость и беспощадность полководца.Трактовка великим классиком личности Петра неоднозначна.