Картины природы играют в поэме исключительно важную роль. Во-первых, это экзотическая природа Кавказа, прекрасная, богатая звуками и красками. Такое изображение природы свойственно романтической литературе. Во-вторых, герой сливается с природой, является ей частью, ощущает себя единым целым с окружающим миром. Только тогда, когда герой ощущает это слияние, он счастлив. Мир природы абсолютно гармоничен, в отличие от мира людей. В-третьих, за стенами монастыря нарисован мир свободной, дикой природы, что противопоставляется холоду могильных плит внутри стен монастыря. В-четвертых, рассказ о природе помогает Мцыри выразить то, что он чувствует: природа, её состояние похожа на состояние души героя. Пейзажи очень выразительны. Лермонтов пользуется различными литературными приемами. Это сравнения («дерев…шумящих свежею толпой, как братья в пляске круговой», «я видел горные хребты, причудливые как мечты»). Сравнений в поэме много, они помогают полнее описывать предметы, состояния природы. Много также эпитетов («седой, незыблемый Кавказ», «золотой песок», «сонные цветы»). Эпитеты помогают понять ощущения героя и отношение автора к описываемому. Очень богат текст метафорами («растений радужный наряд хранил следы небесных слез»). Подобное выражения усиливают образность текста и воздействие на читателя. Есть в тексте и олицетворения («и миллионом черных глаз смотрела ночи темнота»). Так создается ощущение того, что природа — живое существо, вступающее в контакт с героем. Многочисленные инверсии («и вот в тени ночной врага почуял он») помогают герою (и автору) выделить главное, существенное в повествовании. Эти приемы встречаются чаще других. Необычайное богатство речи при описании; природы помогает создать тот пейзаж, который помогает автору передать состояние героев, его ощущения.