Езда на велосипеде и на электровелосипеде приятна и полезна, так как она тренирует разные группы мышц, укрепляет иммунитет, является профилактикой сердечно-сосудистых заболеваний и оказывает благоприятное влияние на самочувствие и настроение. Однако, к сожалению, велоспорт еще и довольно травмоопасен. И не только для профессиональных велогонщиков и экстремалов, но и для новичков и любителей, особенно на электровелосипедах с мощными мотор колёсами, способными развивать скорость до 40-50 км/час.
На электровелосипеде можно потерять равновесие или не вписаться в поворот и упасть или врезаться во что-нибудь, а также стать жертвой невнимательности автомобилистов. Чаще всего ДТП с велосипедистами случаются из-за их слабой видимости другими участниками дорожного движения, а также собственной неосторожности, невнимательности и недостатка опыта езды на электровелосипеде с мотор колесом.
Самые частые и распространенные причины несчастных случаев и травм велосипедистов:
- Невнимательность водителей автомобилей. При движении велосипедистов по дорогам общего пользования, автомобилисты очень часто их не замечают. Почему так происходит и как с этим бороться, пожалуйста, читайте в цикле статей по безопасности движения на электровелосипедах на нашем сайте.
- Отсутствие велодорожек. Велосипедисты чаще ездят в пешеходной зоне, чем по проезжей части дороги. Многим спокойнее ехать, маневрируя между пешеходами, чем делать это рядом с автомобилями. Иногда маневры оказываются неудачными и велосипедист наносит травмы себе и пешеходам.
- Пешеходы на велодорожках. В Одессе, а точнее в Аркадии, на «Трассе здоровья», пару лет назад обозначили велодорожку. И, казалось бы, - больше не будет наездов на пешеходов и роллеров, так как каждый будет двигаться по своей полосе.… Но разметка никак не изменила ситуацию, а скорее, даже наоборот, - ухудшила её. Велосипедисты уверенно едут по велодорожке, а пешеходы не менее уверенно идут по ней. Когда движение оживлённое, а это, - все выходные дни в тёплое время года, столкновений избежать не удаётся.
- Отсутствие на электровелосипедах фонарей и светоотражателей, электровелосипед должен быть оборудован фарой или световозвращателем белого цвета спереди и красным фонарем или светоотражателем сзади. Это нужно для того, чтобы водитель автомобиля в ночное время, заметил на дороге электровелосипед и успел среагировать.
- Непредсказуемые маневры велосипедистов на дороге, которые являются следствием незнания Правил дорожного движения или нежелания их выполнять.
Но даже соблюдая Правила дорожного движения, велосипедист все равно может попасть в аварию и получить различные травмы. Травмы делятся по степени тяжести на легкие, средние и тяжелые.
К легким травмам можно отнести: ссадины, ушибы, растяжения, порезы, раны и незначительные повреждения поверхности кожи. Самые распространенные травмы велосипедистов – это ссадины, раны и ушибы. Ссадину или рану надо промыть перекисью водорода, которая не только уничтожит микробов, но и вымоет всю грязь, попавшую в рану в результате падения. После этого желательно смазать рану йодом или зеленкой. При этом следует помнить, что йод следует наносить только на края раны, в противном случае – обеспечите себе ожог. При ушибах же достаточно смазать место удара специальным гелем, приложить что-то холодное и наложить эластичный бинт.
Травмы средней тяжести. К ним можно отнести раны с повреждением вены или артерии и перелом конечностей. Открытые кровоточащие раны: надо сначала промыть рану и обязательно наложить жгут (или ремень, веревку, шнурок) чтобы остановить кровь. Но следует помнить, что если повреждена артерия (кровь алого цвета), то жгут накладывается выше раны, а если вена (кровь темная) – ниже раны (на голень и верхнюю часть предплечья накладывать жгут бесполезно),
Самыми распространёнными травмами, после ушибов и ссадин, являются переломы. Если падение произошло в городе, то можно попытаться добраться до своего дома или медпункта самостоятельно. Это возможно, если у велосипедиста сломана рука. Но если повреждена нога, да еще и далеко от дома, то пострадавшему надо вызывать скорую помощь или звонить родственникам и друзьям, чтобы те отвезли в больницу на машине.
В случае, если велосипедист катался один где-нибудь, скажем, в лесу и у него нет возможности позвонить, то ему придется самому оказать себе первую помощь и добираться до города своими силами. Велосипед, ставший непосильной ношей, можно спрятать под листьями и ветками, а после вернуться за ним. На сломанную конечность надо наложить как минимум 2 шины, задача которых фиксировать суставы выше и ниже перелома (сломано голень - фиксируем колено и голеностоп, предплечье – лучезапястный и локтевой суставы и т. д.).