На картине Васнецова "Песня про купца Калашникова" изображен момент, когда бой противников только начинается. Поверженным наземь оказывается Кирибеевич, соблазнивший жену Калашникова. Лицом к зрителю стоит купец Калашников: его лицо выражает яркие эмоции, он зол, он находится в состоянии аффекта и полностью поглащен эмоциями, которые он испытывает во время боя. Его фигура решительна, кажется, будто он уже вновь ринется добивать врага. Хотя его враг уже лежит на земле, и можно подумать, бой уже решен, это не так: зная лермонтовские строчки, мы помним, что битва будет еще более напряженной и нас ожидают неожиданные повороты кулачного боя.
Позади на троне сидит Иван Грозный, но его фигура не оказывается главной. Главным в этой черно-белой зарисовке оказывается русский дух. Художник с особой любовью прописывал детали костюмов, обстановки Красной площади, собравшихся людей. Произведение Васнецова вторит мыслям Лермонтова, эти два великих русских художника (Лермонтов, как художник слова и Васнецов, как художник цвета и тени) в своих произведениях увековечивают Родину, запечатляют лучшее, что есть в ней, не отказываясь от отрицательных черт в отечественной истории.