Душевное положение Раскольникова становится невыносимым ещё и потому, что, убив ростовщицу, чья жизнь значит «не более, как жизнь вши» , Раскольников вынужден был убить смиренную, добрую Лизавету. Душевная борьба Раскольникова приводит его к какому-то тупику. С одной стороны, он верит в непогрешимость своей теории. И презирает себя за слабость. С другой стороны, он не может жить без дорогих для него людей. В этом весь ужас положения Раскольникова; человеческая натура здесь наиболее остро столкнулась с его нечеловеческой теорией.
И убийство Лизаветы – это следствие чего-то ужасного: преступна сама мысль Раскольникова, которая толкнула его на убийство, преступна его теория, которая с самого начала решает один вопрос – кому жить, кому не жить.
В финале романа Достоевский показывает, что герой его раз и навсегда разрушил веру в свою теорию, понял, что его теория может служить лишь оправданием беззакония и произвола. Но не сразу Раскольников пришёл к такому выводу. Даже явившись с повинной, он верит ещё в правоту своей теории, считал, что он слитком слаб, загубил идею, не надо было брать топор и кровавиться.