Происхождение синагог. Согласно *Иосифу Флавию, обычай собираться по субботам
для чтения Закона был введен еще Моисеем (Против Апиона, II,17). Однако в действительности
начало его не прослеживается ранее *Плена периода. В это время ветхозав. Церковь
лишилась возможности совершать *богослужение в Храме; между тем со дней царя Иосии,
с 621 до н.э., Храм был единств. местом, где позволялось приносить жертвы. В результате
в среде изгнанников сложился иной вид богослужения, состоявший из чтения Библии
и общих молитв. Такие молитвенные субботние собрания происходили, по-видимому,
в частных домах; позднее для них стали строиться спец. здания. Во *Второго Храма
период, несмотря на восстановление жертвоприношений, обычай молиться и читать
Писание вне Храма сохранился. Так возникли «дома собрания», или, по-гречески,
синагоги. Они сооружались не только в *Палестине, но и в *диаспоре, где почти
каждая иудейская община имела собств. молитв. дом. Нек-рые из них отличались обширными
размерами и роскошным убранством (напр., в Александрии, Риме, Коринфе и др.) и
служили религ.-обществ. центрами иудейства. В 1 в. н.э. в одном Иерусалиме было
ок.460 С. После разрушения Второго Храма в 70 С. стали единств. местом молитвы
для последователей иудаизма.
Архитектура и внутреннее убранство. Как свидетельствуют развалины С. эллинистич.
времени, они строились по образцу римских базилик. Большие С., такие, напр., как
в Капернауме, имели внутренние колоннады, делившие здание на неск. частей. Иногда
в них сооружались и хоры (вероятно, для женщин, хотя вначале мужчины и женщины
молились вместе). Пол нередко украшался мозаикой, стены — фресками и лепниной
(это были орнаменты, *символы, сцены из свящ. истории). До сих пор не установлено,
когда появились такие художественно отделанные С., и не найдены причины
допущения в них *изобразительного искусства. *Археология свидетельствует, что
такие здания существовали уже в 4-3 вв. до н.э. У той стены, к-рая обращена в
сторону Иерусалима, находился ковчег для *свитка *Пятикнижия и возвышение, предназначенное
для чтеца и проповедника (род амвона). Народ сидел на скамьях или циновках, поднимаясь
лишь в особо торжественные моменты службы. Старейшины и *книжники сидели лицом
к молящимся.
Синагогальное богослужение совершалось по субботам и др. праздничным дням.
Его чинопоследование начиналось возгласом «Благословен Бог». Ведущий читал нараспев
молитвенные прошения и славословия, на к-рые народ отвечал: «Аминь». Далее шло
чтение Слова Божьего и молитвословия, завершавшиеся словами: «Свят, свят, свят
Господь Саваоф...», к-рые произносил весь народ. Кончалась служба проповедью местного
раввина, либо любого заезжего человека, имеющего права учителя. Это чинопоследование
складывалось веками и приняло более законченный характер в первые столетия н.э.