Своего героя, романтического изгнанника, бежавшего в поисках свободы от культурного общества, где царит рабство, физическое и моральное, Пушкин помещает ,в среду, где нет ни законов, ни принуждения, никаких взаимных обязательств.
Пушкину надо было создать своему герою такую обстановку, в которой он мог бы полностью удовлетворить свое страстное желание абсолютной, ничем не ограниченной свободы. И тут обнаруживается, что Алеко, требующий свободы для себя, не желает признавать ее для других, если эта свобода затрагивает его интересы, его права ("Я не таков,- говорит он старому цыгану,- нет, я, не споря, от прав своих но откажусь").
И Пушкин развенчивает
романтического героя, показывая, что за его стремлением к свободе стоит безнадежный эгоизм.
Абсолютная свобода в любви, как она осуществляется в поэме в действиях Земфиры и Мариулы, оказывается страстью, не создающей никаких духовных связей между любящими, не налагающей на них никаких моральных обязательств.
Земфире скучно, "сердце воли просит" -и она легко, без угрызений совести изменяет Алеко;
в соседнем таборе оказался красивый цыган, и после двухдневного знакомства, "брося маленькую дочь" (и мужа), ушла за ними Мариула...
Старый цыган так же несчастлив, как и Алеко, но только он смиряется перед своим несчастьем, считая, что это-нормальный порядок, что "чредою всем дается радость, что было, то не будет вновь".
Свободные цыгане, как оказывается, свободны лишь потому, что они "ленивы" и "робки душой", примитивны, лишены высоких духовных запросов,поэтому свобода не дает этим свободным цыганам счастья.