Послевоенный Севастополь был на половину разрушен.Из 6402 домов уцелело немногим около тысячи .Из 140 тысяч населения в освобожденном Севастополе осталось около 3 тысяч. Город напоминал поле только что умолкнувшей битвы. По бывшим улицам петляли тропинки, проложенные среди каменных сугробов, наметанных огневой вьюгой сражений. На всю центральную часть города было всего семь или девять устоявших под крышей зданий, да и те иссечены осколками и пулями.
Руины города производили тягостное впечатление как на представителей советского руководства, так и на делегации стран антигитлеровской коалиции, которые собрались в Крыму на Ялтинскую конференцию в феврале 1945 года.Уже тогда геополитики и у нас, и на Западе, понимали, что за послевоенным разделом мира начнется глобальное соперничество двух крупнейших в истории военно-политических группировок. Сталин знал, как нужны ему будут Севастополь и флот в мирные дни. Поэтому, денег, людей и ресурсов на восстановление города не жалел.
Оценив масштабы разрушений Севастополя, многие специалисты предлагали оставить его руины нетронутыми и выстроить город на новом месте. По воспоминаниям очевидцев, президент США Ф. Рузвельт, посетивший Севастополь в феврале 1945 года, был поражен масштабами разрушений и сказал примерно следующее: «Для восстановления вашего города понадобится 50 лет, и это возможно в том случае, если мы вам поможем; без нашей помощи вам не обойтись».