В сознание современников и потомков Григорий Сковорода вошел как народный вольнодумный философ, как странствующий учитель жизни. Высокая образованность не отдаляла его от простого народа, он стремился быть «черной сковородой, которая печет белые блины». Поэтому и произведения свои адресовал тем, кто жил под соломенной крышей, усматривая в этом смысл своего счастья и назначение на земле. Известно, что произведения Г. Сковороды, распространяясь в рукописях, вошли в репертуар кобзарей и лирников, а один из них («Всякому огороду нрав и права») использовал Котляровский в пьесе « Наталка-Полтавка».
Как человек в свое время, как представитель просветительской идеологии, Г. Сковорода добывает свою философию на учении об «естественной» человеке и путях достижения ею счастье. В природе, перед Бог, по его мнению, все люди равные. Общественная организация порождает общественную неровность, т.е. эксплуатацию господствующей верхушкой низов, которые есть неестественным, несвойственным самому естеству человека. А потому Сковорода возражает не только существующий общественный порядок, а и любую эксплуатацию. Хищническую сущность господствующих классов раскрывает Г. Сковорода в стихе «Всякому огороду нрав и права», сатирическое направление которого отображает позицию трудового народа.