Киммерийцы хозяйничали на территории Украины около 400 лет – с XI по VI век до нашей эры. Чего "набрались" от них предки украинцев? И "набрались" ли вообще чего-то? Если да, то осталось ли это что-то в джентльменском наборе современного украинца?
Для начала разберёмся, кто такие киммерийцы и какой у них был менталитет.
Киммерийцы – первый из восточноевропейских народов, который благодаря Гомеру стал нам известен по имени. В "Одиссее" поэт помещает их где-то на крайнем севере. Геродот уточняет: жили киммерийцы не только на севере, но и у Понта Эвксинского. А по мнению современных историков, они занимали всю территорию нынешней Украины – от Карпат до Донецкой области. Прибыли эти племена из Ирана, на древнеиранском языке слово "киммерийцы" означает "подвижный отряд кочевого населения".
Основное времяпрепровождение этого "подвижного отряда" – разбой. Киммерийцы – ярко выраженный агрессивный этнос. Они не задумываясь шли в бой с превосходящим по численности противником, разбивали его и грабили поселения. В борьбе с киммерийцами потерпели поражение Фригия, Лидия, Вифиния; их набегам долгое время подвергались греческие города Малой Азии. В 714 г. до н.э. киммерийцы обнаглели окончательно – вторглись в Урарту, мощнейшее, сравнимое с Римом в период его расцвета, государство Передней Азии, владевшее Северной Месопотамией, Сирией, Закавказьем, нынешними турецкими и иранскими территориями. Против киммерийцев со всей Азии были собраны войска. Однако они нанесли всей этой объединённой мощи сокрушительное поражение.
За счёт чего киммерийцы одерживали победы? Осмелюсь предположить, не в последнюю очередь за счёт своего менталитета. В то время как военное искусство их ближних и дальних соседей базировалось на выучке, иерархии и дисциплине, ментальность киммерийцев отличалась анархизмом, наглостью, "беспределом". Киммерийские воины – холерики, психопаты, вели себя настолько дерзко, бесцеремонно и непредсказуемо, что ставили в тупик даже самых отъявленных хамов. Они побеждали за счёт необычной для своего времени тактики, основу которой составляла подвижность. У них не было пехоты – их войска состояли исключительно из конных отрядов лучников. Такое войско было необычайно маневренно. А стрелковое оружие отличалось небывалой дальнобойностью и пробивной силой – их стрелы держали противника на расстоянии. Стрельба велась на скаку, причём не через голову коней, а в обратную сторону. Это – фирменный стиль киммерийцев: кони, летящие от опасности, не нуждались в поводьях и могли управляться лишь ногами всадников – отряд вихрем проносился мимо противника, а ливень стрел косил врага наповал.
Вот почему громоздкие, хорошо экипированные войска никак не могли с ними совладать. Эту тактику у киммерийцев переняли скифы, которые и вытеснили их с "украинских" земель – часть киммерийских племён стала наёмниками своих бывших врагов, часть откочевала в лесостепные районы, ассимилировалась с оседлым земледельческим населением и стала одним из звеньев формирования славян.
В этой книге мы вспомним о киммерийцах ещё не раз. А пока, забегая вперёд, замечу, что их тактика боя перешла в арсенал последующих поколений жителей этих территорий, не только скифов, но и славян – венедов, склавинов, антов. И, в какой-то степени, запорожских казаков, набеги которых всегда отличались быстротой, дерзостью, "беспределом". Именно этот стиль ведения войны взял на вооружение бесстрашный "неуловимый мститель" – Нестор Махно