В начале 19 века на смену сентиментализма и классицизма в русскую поэзию, пришла веха романтизма. Русские поэты – романтики сделали огромный вклад в развитие русской литературы: они по-новому истолковали национальный фольклор и мифологию, основали традицию введения в литературу национально-самобытной культуры.
Романтики подчеркивали в своих произведениях высокий смысл жизни каждого человека, осознано пренебрегали материальным бытием, расценивая его как низкое и пошлое явление. Животворным источником их произведений стала религия и мифология.
Методологический принцип романтизма заключался в противостоянии реализму. Поэтическое признание действительности в романтизме происходило через призму самого человека, его внутреннего мираРазочарование в силе разума привело русских романтиков к острой борьбе с повседневной действительностью. Поэты верили в то, что благодаря миру иллюзий, человек может достичь своего духовного совершенства и наполнить свою жизнь смыслом. Двоемирие в русской поэзии начала 19 века стало своеобразным побегом от суровой действительности.
Изображая в своих произведениях миры грез, включая в них фантастические сущности, которые часто перекликались с национальными мифологическими верованиями, русские поэты – романтики пытались внести изменения не только в литературные традиции, но и в сознание читателей.
Романтические герои отчаянно не хотели принимать реальность, и находили себе утешение в другом мире, наполненном их мечтами. Главными инструментами воплощения романтического двоемирия стали верования в потусторонние силы, в предсказания, в мистику сновидений.
Именно в начале 19 века русская поэзия наполняется рассказами о демонах, нечистой силе. Стоит отметить, что большинство мистических персонажей не вредят, а наоборот, помогают главным героям преодолеть трудности.
Мотив двоемирия прослеживается также в ранней поэзии Александра Сергеевича Пушкина. Позже к традиции поэтического двоемирия обраться поэты – символисты, чье творчество откроет Серебряный век русской литературы