Древнейшие исторические сведения о славянах, или венедах, относятся к I-II векам н. э. С середины VI века наименование Sklabenoi, Sclaveni неоднократно встречается в текстах Прокопия, Иордана и др. Ко второй половине VII века относится первое упоминание о славянах (сакалиба) у арабских авторов (Абу Малик, аль-Ахталь) .
Римские и александрийские писатели (Плиний «Естественная история» , Тацит «Германия» , Птолемей «Руководство по географии» ) называют самым значительным и многочисленным народом между южным берегом Балтийского моря и Карпатами венедов .
Около 150 г. до н. э. на эту территорию пришли кельты, но венеды сохранили особенности своего народа. Полибий пишет: «Нравами и украшениями они мало чем отличаются от кельтов, но языком пользуются иным» .
Плиний (около 77 года н. э. ) упоминает, что сарматы и венеды живут «вплоть до Вислы» , а Птолемей (умер около 178 года н. э. ) уверено говорит, что «Сарматию населяют величайшие народы» , в том числе «венеды по всему Венедскому заливу» (берег Балтийского моря) – «место жительства полабских и поморских славянских племен, которые могли прийти сюда из венедско-иллирийского центра – быть может, северной половины янтарного пути» .
Тацит в самом конце I века заметил, что между сарматами и германцами есть полоса особых народностей, не легко поддающихся классификации. Он пишет, что говорят эти народы на «паннонском» языке, что на них, как на людей «чуждого происхождения» , сарматы наложили подати, их социальный строй соединяет противоположные черты.
С одной стороны, они «бродят, как разбойники, на всем пространстве горной и лесистой страны, отделяющей певинов от финнов» . С другой, - они все-таки «Имеют постоянные жилища, носят щиты, быстро ходят пешком; все это противоположно сарматам, которые живут в повозках и ездят верхом на лошадях» .
Таким образом, строки Тацита бросают яркий свет на встречу в верховьях Одера и Вислы трех народностей: германцев, венедов и сарматов.
До сих пор на территории современной Германии, между Дрезденом и Берлином, живут славянские народы, говорящие на нижнелужицком и верхнелужицком языках.
Немцы называют их вендами, а сами себя они именуют сербами.
О тождестве венедов со славянами в этих местах около 600 года н. э. говорит хронист Фредегар, соединяя в одно все три названия: «сурбы, племя из славян; славяне по прозванию винады» . Готский историк Иордан в VI веке возводит современных ему славян, склавинов и антов, а также венетов к одному корню и дает, таким образом, «готовую» теорию славянского этногенеза.