— В жизни каждого из нас может наступить момент, когда ты совпадаешь со своей судьбой, — произносит учитель литературы Андрей Дымов в эпилоге романа Сергея Кузнецова, — и для меня этот момент, похоже, настал.
На волне моего увлечения современной русской литературой ко мне в руки попал роман «Учитель Дымов» — и он прекрасен! Тот редкий случай, когда не дочитав хочешь рекомендовать книгу. Но я дошла до заветных цифр 2014 — 2017, удержалась.
О чем роман? Прежде всего, о времени. А ещё о тех людях, которые стремятся сохранить себя и своих близких, независимо от времени и обстоятельств.
Мелькают даты: 1917 — год революции и рождения Володи Дымова, профессора химии; 1947 — год его знакомства с Оленькой и Женей, для первой он станет мужем, для второй — платонической любовью на всю жизнь; 1991 — развал Советского Союза и смерть Володи; 2011 — события на Болотной площади. Мелькают календарными листами годы переезда Дымовых и Жени из города в город, встреч и расставаний, рождения, а позже и смертей.
На фоне исторических событий — жизнь и выбор трёх поколений учителей Дымовых, суть которых выразил старший из них, Володя:
— Я преподаю химию, а учу я — мыслить, потому что это единственное, чему можно научить. Можно преподавать физику, математику, немецкий язык, да хоть историю древнерусской литературы — тема не важна, важен метод и рефлексия о нем. А поскольку для умного человека нет ничего интересней, чем мыслить.
Учительство становится для Дымовых формой максимального ухода от контактов с государством. Владимир Дымов не готов голосовать «за» или «против» своих коллег-учёных. Его сын Валера, простой учитель физкультуры, — стать диссидентом или вступить в партию. Андрей, представитель третьего поколения учителей Дымовых, — решить, имеет ли он право вывести несовершеннолетних учеников на Болотную площадь.
Отметила, в романе нет внешнего конфликта, нет отрицательных персонажей. Даже образ государства, власти — это не зло, не репрессивная машина, а скорее неизбежный контекст. Условия, в которых героям необходимо существовать, сосуществовать, делать выбор «жить не по лжи» и/или «заниматься любимым делом». Идеально, когда получается «И».
Каждый из Дымовых решает, что он не будет менять мир. Они выбирают что-нибудь простое и надежное — где существует правда и ложь, где вчерашние истины не могут сегодня оказаться преступными. И тут даже не про пастернаковские «откровения, бури и щедроты», а простое желание совпасть со своей судьбой.