Уже нет никаких сомнений, что наступивший век станет столетием доминирования на мировой арене стран Азии. Доминирование это начнется (и уже началось) всплеском экономического развития, а затем, спустя десятилетия, неминуемо приведет и к усилению политического влияния. В Азии уже сейчас формируется новый центр силы, уже сегодня две страны континента — Индия и Пакистан — обладают ядерным оружием, программы по его разработке в настоящее время осуществляют еще несколько азиатских стран — Израиль, Иран, КНДР.
10 первых стран мира по величине ВВП,
2004, млрд долл.
1 США 10 990
2 Kитай* 6 449
3 Япония 3 582
4 Индия 3 033
5 Германия 2 271
6 Великобритания 1 666
7 Франция 1 661
8 Италия 1 550
9 Бразилия 1 375
10 Россия 1 282
* Без Тайваня, Сянгана (Гонконга) , Аомыня (Макао) .
Это стремление к политическому могуществу подкреплено экономическими достижениями азиатских стран. Никогда еще прежде не было столь масштабным представительство Азии в клубе ведущих экономик мира. В десятке лидеров по величине ВВП три страны из этого региона — Китай, Япония и Индия — занимают три последующих места после мирового гегемона — Соединенных Штатов Америки, а совокупный продукт только этих стран на 2 триллиона долларов превышает американский. Во второй десятке стран с крупнейшим ВВП уже пять азиатских стран: Южная Корея, Индонезия, Тайвань, Иран, Таиланд; в третьей — четыре: Турция, Филиппины, Пакистан, Саудовская Аравия. Даже крошечный по своей территории Сянган имеет ВВП уровня вполне экономически развитой Греции, недавно осилившей такой масштабный экономический проект, как проведение Олимпиады.
По совокупному ВВП страны зарубежной Азии намного опережают показатели регионов-конкурентов — зарубежной Европы и Северной Америки. В то время как азиатская экономика концентрирует более трети мировой, Европа с хваленым Евросоюзом и Северная Америка (США + Канада) каждая не дотягивают до четверти. Показатели прочих регионов еще более скромные: на Латинскую Америку приходится 8% мирового валового продукта (в основном благодаря экономическому развитию «великой тройки» — Бразилии, Аргентины и Мексики) . Полуживое СНГ отхватывает лишь четырехпроцентный сектор «пирога» (в такой ситуации можно считать за крупное достижение место России в первой десятке ведущих экономик мира) . Африку с ее 3% во многом спасает ЮАР, концентрирующая треть экономического потенциала континента. Показатель Австралии и Океании неизмеримо мал для сравнения с остальными макрорегионами.