“Горе от ума” – известная комедия Александра Грибоедова, знакомая практически каждому читателю. Несмотря на то, что произведение было впервые напечатано на русском языке в 1833 году, представления о человеческих и социальных ценностях, описанные в пьесе, актуальны и сегодня. Грибоедов в произведении затрагивает актуальные вопросы своего времени, касающиеся устройства общества, морали, взаимоотношений между людьми.
Современному читателю сложно воспринимать “Горе от ума” как комедию. Объяснением может служить совершенно не комическое амплуа Чацкого – главного героя произведения. Его далеко не комедийные монологи противостоят устоям фамусовского общества, отражающего сущность эпохи.
Александр Чацкий яркий собирательный образ своего времени. Он прекрасно образован, имеет свободные широкие взгляды и собственное мнение. После трехлетнего отсутствия Чацкий приходит в дом Фамусова, чтобы увидеть, наконец, Софью, которую полюбил еще до отъезда и любит по сей день. Но почему Софья так холодна? Александру очень хочется найти причину. Но все не так просто: приходится противостоять фамусовскому обществу. Обличая век покорности и страха, Александр Андреевич произносит свои страстные монологи. Известный монолог” “А судьи кто” появился, когда Фамусов поставил в пример достойного молодого человека Молчалина. Обличение лицемерия, морального рабства, нравственных образцов того времени звучит из уст главного героя.
Чацкий рассуждает обо всех сферах жизни страны от государственной службы и крепостного права до просвещения и патриотизма. Всюду он усматривает влияние минувшего века. При этом очень страдает нравственно, испытывая и горе от ума, и горе от любви. Потому что причина холодности Софьи наконец-то проясняется: она влюблена в ничтожного, по мнению Чацкого, Молчалина. Его оскорбленное самолюбие выразилось в желчном восклицании: “Молчалины господствуют на свете!”.
В конце концов, непонятый Александр Андреевич становится чужаком и на балу, и в обществе, которое с радостью подхватывает слух, распускаемый Софьей о сумасшествии бывшего возлюбленного. Свободомыслие Чацкого стало главным камнем преткновения. Очень болезненным было разочарование в Софье, когда открылось ее истинное лицо.
Можно долго спорить о правоте и неправоте Александра Андреевича Чацкого, но если бы в любые исторические времена больше было молодых людей, умеющих отстаивать свою точку зрения, болея за Отечество и принося ему пользу, общество было бы намного здоровее. (Как-то так не суди строго только!)