Лука — пожилой странник, на некоторое время появляющийся в ночлежке. Л. напоминает члена религиозной секты. Имя персонажа ассоциируется с евангелистом; Л. говорит: «Христос-от всех жалел и нам так велел», — однако на прямой вопрос, есть ли Бог, отвечает: «Коли веришь — есть, не веришь — нет... Во что веришь, то и есть...» Л. ухаживает за умирающей Анной, жалеет ее, утешает тем, что на том свете, в раю, не будет мучений и не стоит цепляться за «земную» жизнь. Актеру Л. говорит о якобы существующей бесплатной лечебнице для алкоголиков. Л. верит в силу мечты: «Человек — все может... Лишь бы захотел...» — и пытается заронить мечту в душу каждого человека. Вору Ваське Пеплу он советует уехать в Сибирь и начать жизнь заново. Когда жена хозяина ночлежки Василиса уговаривает Ваську «освободить ее от мужа», Лука, желая помочь Пеплу, прячется на печке и подслушивает разговор, а затем мешает завязаться драке Пепла с Касты левым. Проститутку Настю, над книжными фантазиями которой все смеются, Л. утешает: «Коли ты веришь, была у тебя настоящая любовь... значит — была она». Подкрепляя примером свои слова о пользе жалости, Л. рассказывает, как некогда сам пожалел грабителей, чём спас их, ибо в противном случае они убили бы его и сами погибли бы на каторге. Л. рассказывает также притчу о «праведной земле» — о бедном человеке, который верил в существование такой земли, но, разочарованный тем, что на карте у ученого таковой не оказалось, повесился. Когда Пепел зовет Наташу уйти вместе с ним, Л. советует ей почаще напоминать Пеплу, что тот «хороший человек». На слова Костылева, что человеку нужна отнюдь не всякая правда, Л. отвечает перифразом евангельской притчи: «есть земля, неудобная для посева... и есть урожайная земля... что ни посеешь — родит». Во время завязавшейся драки, когда Пепел убивает Костылева и едва не убивает Василису, Л. в суматохе исчезает. В последнем действии ночлежники вспоминают о нем, высказывая различное отношение к «утешающей» лжи.
СОЧИНЕНИЕ
Одним из наиболее влиятельных и интересных персонажей в пьесе является Лука. Роль его в произведении обсуждается уже долгое время разными критиками.
Часть их считает Луку вредным для других действующих лиц. Он успокаивает обитателей ночлежки, ничего для них не делает, все его действия — только слова. Лука лишь дает надежду на выход из их ситуаций, а сам же впоследствии их и покидает.
Другая точка зрения — та, что он дает толчок для людей, и это очень важно для многих из них.
Я придерживаюсь второй точки зрения. Человек сам творец своего счастья и не должен зависеть от кого-то другого.
поддеть другого, унизить.
В такой обстоновке появляется Лука.
Все реагируют на него по-разному, кто-то старается прислушиваться, кому-то безразлично его мнение. Лука же относится ко всем с добротой душевной, любит всех людей, «ни одна блоха н плоха». Всем дает советы, старается помочь в их ситуациях, утешает каждого сообразно его тайной мечте:
.
Лука не идеален, он не готов за правду все отдать. Периодически он врет персонажам, но это для их же блага — он старается дать им толчок к действиям.
Однако это мало кто ценит — все лишь обвиняют его во вранье.
Он нужен героям пьесы. Но нужна им и своя вера. Если бы каждый из них верил в свои силы, правда была бы на их стороне. не нужен Лука лишь таким героям, как Сатин и Бубнов — у тех свой взгляд на жизнь, своя вера.
Авторская позиция выражается, в первую очередь, в неоднозначном, нелинейном развитии сюжетного действия. На первый взгляд движение сюжета мотивировано динамикой традиционного «конфликтного многоугольника» - отношениями Костылева, Василисы, Пепла и Наташи. Но любовные связи, ревность и «кульминационная» сцена убийства - та интрига, которая связывает между собой эти четыре персонажа - лишь внешне мотивируют сценическое действие. Часть событий, составляющих сюжетную канву пьесы, происходит за пределами сцены (драка Василисы и Наташи, месть Василисы - опрокидывание кипящего самовара на сестру). Убийство Костылева совершается за углом ночлежки и зрителю почти не видно. Все остальные персонажи пьесы остаются непричастными к любовной интриге. Автор сознательно уводит все эти события «из фокуса», приглашая зрителя внимательно присмотреться, а точнее, прислушаться к другому - содержанию многочисленных разговоров и споров ночлежников.