Каковы итоги антирелигиозной политики Советской власти

0 голосов
12 просмотров

Каковы итоги антирелигиозной политики Советской власти


История (16 баллов) | 12 просмотров
Дан 1 ответ
0 голосов

Государственная религиозная политика в СССР, несмотря на сохра­нение своей атеистической основы, претерпела серьезные модифи­кации, а гонения на верующих в годы советской власти, как и в древ­неримской истории, приобретали волнообразный характер. До конца 1920-х гг. острие антирелигиозных гонений было направлено главным образом на православную Церковь, которую отказывались признавать единой централизованной организацией под предлогом ее контрре­волюционности. Одновременно ряду религиозных течений, особен­но из числа преследовавшихся при царском режиме, предоставлялись немалые льготы.Декрет ВЦИК от 23 февраля 1922 т. «Об изъятии церковных ценностей» дал толчок масштабной кампании по разграблению хра­мов и монастырей и по уничтожению духовенства, руководство ко­торой осуществлял Л.Троцкий. Центр тяжести антицерковной дея­тельности в государстве переместился с компетенции органов юсти­ции в ЦК партии на органы госбезопасности.Ленин и Политбюро ожидали, что изъятие церковных ценно­стей, с одной стороны, обогатит советское государство на несколько сот миллионов золотых рублей, а с другой — нанесет Церкви такой удар, от которого она уже не сможет оправиться. «Мы должны именно теперь дать самое решительное и беспощадное сражение черносотен­ному духовенству и подавить его сопротивление с такой жестокостью, чтобы они не забыли этого в течение нескольких десятилетий»,— пи­сал Ленин в марте 1922 г. Надежды большевиков на серьезное пополнение казны, несмотря на размах изъятий, не оп­равдались. В Москве было собрано церковных ценностей на сумму не более 2 млн золотых рублей, а всего по стране эта сумма составила лишь 4,5 млн золотых рублей.Часть церковной утвари, имевшей историко-художественную ценность, была утрачена, уцелевшие образцы поступили в особый фонд, из которого они в дальнейшем изымались для продажи за гра­ницей. Учетом высокоценных предметов занималась специальная ко­миссия Совнаркома. Частично предметы передавались на хранение в центральные и местные музеи либо помещались в Гохран.Разграбление храмов сопровождалось антиправительственными волнениями верующих, что дало властям повод для начала репрес­сий против православного духовенства. Исказив сведения о факти­ческих участниках волнений в защиту Церкви, охвативших широкие слои населения, коммунистическая власть распространила стереотип «церковной белогвардейщины» и «черносотенного духовенства», зас­лонивший подлинную картину национальной драмы. В 1922 г. по об­винениям, выдвинутым в связи с конфискацией церковных ценнос­тей, расстреляны 2691 священнослужитель, 1962 монаха, 3447 мона­хинь и послушниц, а общее число жертв судебных и внесудебных расправ над духовенством достигло 15 тыс. человек.Действительно, в силу исторических условий Церковь не могла быть союзницей нового строя. Вместе с тем церковное руководство в лице патриарха Тихона (Белавина) не поддержало и белое движе­ние, выступая за прекращение кровопролития гражданской войны. «Две силы борются в стране, привлекая на свою сторону православ­ный люд. Но церковь у них одна... Поэтому мой долг и обязанность духовно окармливать и тех и других»,— писал в 1919 г. в архипастыр­ском послании патриарх. И в своих последующих посланиях патриарх ратовал за гражданский мир и осуждал кровопролитие, а в период вспыхнувших стихийных волнений против кампании по разграбле­нию церквей был готов публично обратиться к пастве и клиру и оста­новить сопротивление. Власти пресекли эти попытки и начали под­готовку к судебной расправе над патриархом, который с мая 1922 г. находился под домашним арестом в Донском монастыре, а в мае 1923 г. был помещен во внутреннюю тюрьму ГПУ 12 апреля Политбюро ЦК РКП(б) приняло секретное постановление, приговаривавшее пат­риарха Тихона к смертной казни.(вроде так,если нет то соррян)

(90 баллов)