В древнерусских летописях и документах часто встречаются сведения о том, что дань, налоги и дары осуществлялись пушниной, то есть, мехами пушных диких зверей. Из этого следует, по мнению некоторых ученых, что звероловство на Руси было в приоритете, а земледелие – второстепенное занятие. Но это не так. Земля на Руси всегда была черноземной, плодородной и, учитывая ее пышную дикую растительность, люди не могли не понимать, что на такой земле можно выращивать и культурные растения, поэтому продукты питания производили на земле, используя ее уникальную плодородность. Земледелие на Руси, как ни странно, изобрели женщины, которые занимались самым древним видом добычи пропитания – собирательством. Рядом с жилищами они палками, сучками, костями животных и острыми камнями взрыхляли землю и сеяли семена тех растений, дикие плоды которых они собирали, или пересаживали рассаду из далеких мест поближе к жилью, на свою грядку. Это оказалось выгодным делом. Постепенно участки расширялись. Возникла необходимость выкорчевывать деревья и кустарники для освобождения площадей. И, конечно, на этом этапе в работу подключились мужчины.
Весной вырубались деревья, за лето они высыхали, осенью вырубка сжигалась, и только на следующую весну поле было готово к возделыванию. Параллельно так же готовили новые территории для полей. Такой способ подготовки земли для сева назывался подсечно-огневым. Вскапывали землю деревянными лопатами, а поскольку верхний слой ее весь был переплетен корешками травы, то крупные комки почвы из-под лопаты требовали размельчения. Поэтому вслед за копателями шли те, кто разбивали эти куски земли тяжелыми и крепкими палками с острыми наконечниками, а за ними – женщины, которые рыхлили землю руками. Потом изобрели соху и впрягли в дело лошадей. По окончании этого очень трудоемкого процесса приступали к севу.
Сеяли в Древней Русипшеницу, рожь, просо, овес, гречиху, а также лен и коноплю. Последние выращивали для производства тканей. Урожай зерновых снимали каменными серпами, обмолачивали с помощью цепов, а чистое, провеянное зерно хранили в больших глиняных сосудах, врытых в землю. Со временем древнерусские земледельцы пришли к системе трехпольного севооборота: одно поле засеяно озимыми культурами, второе – яровыми, третье – «отдыхает», стоит под паром. Потом культуры на полях меняются. Еще древние люди заметили, что когда на земле каждый год выращивается новая культура, то почва не истощается, а дает хорошие урожаи.
Древние славяне верили, что Мать-Сыра-Земля – это самое чистое и святое божество. Чтобы испросить милости у нее, люди выводили под руки вымытого в бане и одетого в чистую белую рубаху старца. Идет тот старец по вспаханной земле и разбрасывает во все стороны зерна, обращаясь к Матери-Сырой-Земле с просьбой о богатом урожае. За ним идут остальные засевальщики (без шапок – в знак глубочайшего почтения) и просят для Матери Земли студеной росы, чтобы напоить ее и чтобы приняла она зерно, взлелеяла его и вернула «большим колосом». В последний месяц весны земледельцы праздновали именины Земли. Есть несколько дней в месяце, когда никто не смел ни копаться в земле, ни рыть ямы, ни пахать, чтобы не обидеть кормилицу Землю. Следили даже за играми детей, чтобы они не ковыряли землю, не втыкали в нее палки. Мать-Сыра-Земля много боли терпит и все равно добра к людям, нельзя ее сердить.