Недавно на одном из «сказочных» курсов возникло обсуждение сказки «Гуси-Лебеди». Участница курса высказала предположение, что смысл сказки в том, что нужно слушаться взрослых и быть добрым и отзывчивым.
Мой ответ я хочу вынести за рамки группового обсуждения. Народная сказка не является наглядным пособием на тему «что такое хорошо и что такое плохо»! Мораль сказки не лежит на поверхности. Как правило, ее там вообще нетJ. Народная сказка многослойна и неоднозначна. Мифы, исторические события, попытки творчески осмыслить окружающий мир – вот ингредиенты, на которых замешана фольклорная сказка.
Конечно, на примере сказочных образов мы можем беседовать с детьми о добре, зле, стойкости, верности, милосердии и т.д. Но мы должны помнить, что это лишь «прикладное» значение сказки. Объяснение нравственных аспектов не являются ни ее сутью, ни ее целью.
Большинство народных сказок являются отголосками мифов. Если рассматривать сказку «Гуси-Лебеди» с мифологического ракурса, мы увидим, что в ее основе лежит ритуал перехода. Образ мальчика, похищенного гусями-лебедями и унесенного в лес, к Бабе Яге, отсылает нас к древнему обряду инициации. Образ сестры вырастает из образа жрицы, проводящей этот обряд. Баба Яга – это страж границ потустороннего мира, проводник в тот мир. А гуси-лебеди являются птицами, доставляющими души умерших в иной мир. Таких птиц называют психофоры, что в переводе с греческого означает «переносчики душ». Образ этих птиц восходит к древним представлениям о душе человека, принимающей облик птицы. В русском фольклоре превращение главного героя в птицу является распространенным сюжетным ходом.
Вспомните сказки с подобными превращениями и попробуйте трактовать их с точки зрения мифологического сознания. Вы увидите, что в давно знакомых и, казалось бы, простых сюжетах скрывается много необычного. Желаю вам интересных открытий!