Гоголевский Башмачкин, конечно, не думает о себе высоко. Всё в нём, наоборот, очень уж приземленное, начиная от башмака – прародителя фамилии – и заканчивая мечтой о шинели. Главный принцип его жизни – быть незаметным. Вот и работает он с незапамятных времён в департаменте, а не продвинулся ни на шаг в чинах, и к нему «в департаменте не оказывалось никакого уважения». И из человека он превратился в «муху», начальство поступало с ним «холодно-деспотически», а «молодые чиновники подсмеивались и острились над ним, во сколько хватало канцелярского остроумия, рассказывали тут же пред ним разные составленные про него истории; про его хозяйку, 70-летнюю старуху, говорили, что она бьёт его, спрашивали, когда будет их свадьба, сыпали на голову ему бумажки, называя это снегом»
Ассоль из «Алых Парусов» Грина. Но дело в том, что у Грина весь строй произведений был под иностранную приключенческую литературу, даже имена героев были нерусскими. А посему и мечтатели больше смахивали на иностранцев, более счастливых в своих мечтах. Их мечты почти всегда реально воплощаются. Вот перед нами герой «Острова сокровищ» Стивенсона. Сидя у огня в комнате домоправителя, он мечтает об острове, мысленно путешествует по нему.
Оливер Твист из романа Чарльза Диккенса «Приключения Оливера Твиста» тоже любит помечтать, правда это он делает не так уж часто, так как жизнь его очень насыщена событиями: нищета, трущобы, голод, воровская шайка, добрые спасители и вновь скитания… «Не раз в течение своей болезни он тешил себя мечтой о том, что скажет ему мистер Браунлоу и миссис Бэдуин и какая это будет радость, - мечтал рассказать им, сколько долгих дней и ночей провёл он, размышляя об их благодеяниях и оплакивая жестокую разлуку с ними.