79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 Следующая >< Предыдущая98 99
Культурная жизнь России в 90-е годы XX – начале XXI в.
Развитие отечественной культуры осуществлялось в новых условиях. Частное предпринимательство занимало все более прочные позиции в сфере культуры. Перестала существовать централизованная система управления культурной жизнью. Исчезли жесткий идеологический диктат и директивы «сверху». Была отменена цензура печати. Задачи государственной культурной политики заключались в поддержке различных отраслей культуры, в сохранении преемственности и лучших традиций литературы и искусства.
Социально-экономические реформы вызвали перемены в области отечественного образования. Окрепла возникшая в годы перестройки альтернативная образовательная система. Наряду с государственными учебными заведениями действовали негосударственные школы, лицеи, гимназии, колледжи. В первые годы нового столетия в Российской Федерации насчитывалось около 700 негосударственных общеобразовательных школ, что составляло немногим более 1% от общего их числа. Наиболее широкое распространение альтернативная форма школьного обучения получила в крупных городах – в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске. Школы и вузы постепенно отходили от унифицированной системы преподавания, от единых учебников по изучаемым дисциплинам. Разрабатывались новые программы, создавались многочисленные учебники, пособия, прежде всего по общественным наукам.
Увеличилась сеть негосударственных высших учебных заведений. В начале XXI в. они составляли 27–28% от общего числа вузов, в них обучались 8–12% всех студентов. Политические и экономические сдвиги вызвали перемены в структуре высшего образования. В соответствии с потребностями общества вузы увеличили подготовку специалистов в области менеджмента1. Увеличивалось число выпускников, пополняющих ряды экономистов, биржевиков, менеджеров, банкиров. Модернизация отечественного образования имела противоречивые последствия. Нехватка квалифицированных преподавательских кадров в негосударственных школах и вузах приводила в ряде случаев к падению качества образовательной подготовки.Значительные трудности в своем развитии переживала отечественная наука. Российская Академия наук (преемница АН СССР) испытывала острую нехватку финансов для поддержки фундаментальных исследований. Были прерваны контакты с научными учреждениями бывших советских республик и стран Восточной Европы. Слабая материально-техническая база отечественной науки, низкая оплата труда заставили многих ученых покинуть страну и продолжить работу за рубежом. В таких нелегких условиях ученые РАН трудились над реализацией ранее составленных планов, участвовали в разработке новых, в том числе международных научных программ. Продолжались исследования космоса. С середины 80-х годов на околоземной орбите действовала международная космическая станция «Мир».
С конца 90-х годов положение дел в науке стало меняться к лучшему. Увеличились государственные ассигнования, направленные на нужды всех ее отраслей. Началась модернизация материально-технической базы исследований. Ежегодно присуждались государственные премии Российской Федерации за выдающиеся работы в области науки и техники. Достижения отечественной науки получили высокую оценку мировой общественности. В начале нового столетия лауреатами Нобелевской премии по физике стали отечественные ученые Ж.С. Алферов, В.Л. Гинзбург и А.А. Абрикосов. Открылись новые возможности для развития общественных наук – философии, истории. Так, исследователи получили доступ к документам по истории России, хранящимся в закрытых ранее архивах страны.
Происходили изменения в сфере художественной культуры. Уничтожение идеологических ограничений способствовало развитию свободы творчества. В литературе и искусстве происходило переплетение идей классической русской и массовой западной культур. Углублялась взаимосвязь духовной жизни, всех отраслей культуры с религией. Идеологический плюрализм и демократизация общества способствовали распространению разнообразных течений и стилей в литературе и искусстве.