На фоне роста спроса на транспортные услуги и значительного его увеличения в прогнозной перспективе в транспортной системе сохраняется ряд нерешенных проблем. Износ основных фондов всех видов транспорта составляет 55-75 % и сохраняется тенденция их старения.
Состояние и темпы развития автомобильных дорог не соответствуют темпам автомобилизации. Около 40 тыс. населенных пунктов не имеют связи с опорной автодорожной сетью. Высок уровень неравномерности в использовании мощностей инфраструктуры транспорта. Значительны региональные различия в уровне транспортной обеспеченности. В восточных регионах страны отсутствует единая сеть транспортных коммуникаций. На транспорте не завершены структурные преобразования. Недостаточен технологический уровень транспортных систем и уровень информатизации транспортных процессов.
Действие этих факторов уже привело к вытеснению российских перевозчиков из некоторых секторов международного рынка транспортных услуг (особенно это касается воздушного и автомобильного транспорта).
Одним из способов решения проблем может стать интеграция транспорта с другими отраслевыми комплексами и отраслей транспорта между собой. Так, нефтяные компании уже заказывают современные специализированные танкеры и создают свой флот, угольщики строят портовые терминалы. Моряки и железнодорожники предполагают совместно развивать транспортные терминалы в Темрюке и Новороссийске. Предполагается и более тесное сотрудничество транспорта с машиностроением, ведь ориентация промышленности на потребности транспорта в судах, автомобилях, контейнерах, перегрузочной технике способна обеспечить подъем целых отраслей промышленности.
Также часть проблем можно решить, если Россия реализует свой потенциал, как транзитная держава. По своему географическому положению России предназначено быть транзитной страной между зонами наиболее активного роста мировой торговли – Европейским сообществом, Юго-Восточной Азией и Северной Америкой.
Сегодня Россия располагает уникальными действующими транзитными системами – это Транссибирская магистраль, Байкало-Амурская магистраль, Северный морской путь. Задача транспортников – сделать движение грузов по ним надежным, быстрым и дешевым.
Российские транзитные коридоры имеют конкуренцию с множеством альтернативных проектов. Так, при перевозке по маршруту TRACECA контейнер должен преодолеть десяток таможен и четыре перевалки с одного вида транспорта на другой. Для перевозчиков – это существенный изъян. При транзите через Россию этих недостатков нет.
Развитие международного транзита через территорию России может стать доходной статьей экспорта страны за счет взимания транзитной ренты, не зависящей от колебаний конъюнктуры сырьевого рынка. Ежегодные поступления от продажи транспортных услуг оцениваются от 8 млрд. долл. До 15 млрд. долл. На Транссибе вполне реально довести ежегодный транзит контейнеров до 200 000 уже через год-полтора с перспективой увеличения этих объемов до 400 000 контейнеров. В целом, в масштабе страны, от транзита через территорию России в краткосрочной перспективе можно получать около 2 млрд. долл. Дополнительных доходов в год, а через 10 лет – до 8-10 млрд. долл. Это позволит вывести экспорт транспортных услуг на 4-5 позицию в общей структуре российского экспорта [1, с. 283-284].
Для развития транзита придется бороться с таким явлением, как «лжетранзит». Для этого нужно предоставить ряду российских морских портов и аэропортов статус свободного таможенного склада.
Дальнейшее развитие транспортного комплекса связано также с тотальной информатизацией транспорта, созданием опорной транспортной системы без разрывов и «узких» мест, ликвидацией региональных диспропорций и административных барьеров, повышением конкурентоспособности отечественных перевозчиков, развитием экспорта транспортных услуг, созданием экономичных и экологически совершенных транспортных средств, транспортно-индустриальных технологий, систем доставки «точно вовремя», контейнерных и контрейлерных систем. Последнее направление будет развиваться особенно быстро, поскольку темпы контейнеризации обычно превышают рост валового внутреннего продукта на 2-3 %.
Особенностью транспортного комплекса является то, что состояние экономики транспортно-дорожного комплекса отражает общеэкономическую ситуацию в хозяйстве страны, так как он является одним из крупнейших комплексов в экономике России, связанным со всеми предприятиями и населением страны. Поэтому основные проблемы, характерные для всей экономики, четко прослеживаются и в транспортном комплексе. Например, условия приватизации и демонополизации в комплексе не могут быть решены без создания на транспорте новых экономических структур, таких, как транспортные банки и товарные биржи, инвестиционные и финансовые фонды, страховые и лизинговые компании.