Нравственность — моральное качество человека, некие правила, которыми руководствуется человек в своём выборе. Термин, чаще всего употребляющийся в речи и литературе как синоним морали, иногда — этики.
Смысл слов французского писателя и драматурга Виктора Гюго я вижу в том, что нравственное поведение человека всегда правильно, истинно. Нравственность должна воплощаться в реальных поступках человека, в реализации многих истин. Во-первых, нравственный человек реализует в своей жизни общечеловеческие ценности, которые не вызывают сомнений: делай добро, не делай зла, люби ближнего как самого себя. Высшим появлением нравственности считаю Иисуса Христа. Ярко эту позицию излагает Михаил Булгаков в своем романе «Мастер и Маргарита» в сцене встречи Иешуа с Понтием Пилатом. Иешуа (прообраз Иисуса Христа) верит в добро, каждого называет «добрый человек».
Во-вторых, если по отношению к вам поступают ненравственно, вы это воспринимаете, как неправильное, ложное, не истинное.
В-третьих, в современной истории достаточно примеров нравственного поведения. Вспомним террористический акт при проведении в Москве мюзикла Норд-ост. В огромном концертном зале в руках террористов оказались сотни людей. Что хотели доказать они своей жестокостью, какую жизненную истину искали? Силу? Нет, почти все они были уничтожены или отданы под суд. Меня поразили документальные кадры, когда первыми в здание вошли детский доктор Леонид Рошаль и народный артист Иосиф Кобзон. Из осажденного зала они вывели всего несколько тяжело больных человек. Или украинский врач Елизавета Глинка, доктор Лиза, под обстрелами и бомбежками в Украине и Сирии вывозила больных детей в Москву на лечение. Помогать больным детям, всем тем, кто нуждается в помощи – это правильно, это жизненная истина.
Сам Виктор Гюго в своем романе «Отверженные» показывает, как его герой нравственно совершенствуется. Именно поэтому автор назвал своё произведение «эпосом души». Социальные проблемы и романтическая идея борьбы добра со злом переходят в этическую плоскость. По мнению писателя, в жизни имеется две справедливости: одна - высшая гуманность, основанная на законах христианской религии (епископ), а другая определяется законами юриспруденции (инспектор).
Таким образом, Виктор Гюго прав. Жизнь ставит перед человеком выбор каждый день: идти по дороге лжи, жестокости, неправды или поступать по совести, выполнять свой нравственный долг.
Об этом пишет Гюго в романе «Собор Парижской Богоматери». Он показывает трагизм положения испанской цыганки Эсмеральды, когда ее обвинили в убийстве, подвергли пыткам и приговорили к смерти. А ее возлюбленный Феб хладнокровно воспринял это.
Совершенно иначе относится к Эсмеральде звонарь Квазимодо. Он искренне любит Эсмеральду, спасает ее и прячет в соборе. Увы, но смерти Эсмеральде избежать не удалось. Однако уже в потустороннем мире Квазимодо все-таки обнял свою возлюбленную.