В конце 90-х годов XIX века в русской литературе возникает новое
направление — символизм. Основоположником этого направления считается
Валерий Брюсов — поэт, прозаик, переводчик и главный теоретик
символизма. Его творчество было настолько новым, непривычным,
своеобразным, что, хотя и вызывало в свое время различные толки, ни для
кого не могло остаться незамеченным. Как писатель-символист, Брюсов в
своей поэзии особое внимание уделял символу, "туманной неясности",
полутонам. Даже сама личность поэта является загадкой для современников,
что создает некий ореол таинственности и недоступности всего, что бы он
ни делал. Его творчество, как и сама его жизнь, отражает противоречивые
искания человека, стоящего на рубеже двух веков.Тематика творчества В. Брюсова широка и многообразна. Здесь мы встречаем
и гимн мечте, и одиночество лирического героя в современном городе, и
традиционное обращение к античности, и собственное восприятие поэзии,
жизни, любви. Но о чем бы ни писал поэт, главным всегда оставалось его
стремление "вызвать в душе читателя совершенно особые движения", которые
он называл "настроениями". В. Брюсов был убежден в том, что именно
символизм должен стать "поэзией оттенков", "выразить тонкие, едва
уловимые настроения" и тем самым "как бы загипнотизировать читателя".
Поэта всегда волновали события современности. В его душе
неизгладимый след оставили первая русская революция 1905-1907 годов и
Первая мировая война, рост промышленного производства, строительство и
расширение городов, словом, все социально-экономические преобразования,
происходившие в стране. Одной из основных тем поэзии Брюсова стала
урбанистическая тема.
Именно красоту Брюсов считал источником всего лучшего, источником
истинного вдохновения. А единственным божеством для поклонения
стихотворца является творчество. Поэтому он не замыкался на переживании
мрачных минут настоящего, не оглядывался с тоской на прошлое. Он всеми
средствами художественного слова и художественного образа стремился
приблизить будущее. Тема будущего, космоса все чаще звучит в его
стихотворениях ("Сын Земли", "Детские упования" и др.). в поисках
связующего звена истории, в попытках осмыслить закономерности
происходящих процессов, предопределить будущее автор старается
установить связь времен: между прошлым и настоящим, настоящим и будущим.
И все чаще таким связующим звеном снова оказывается гармонии, красота,
единство культуры, людей, природы. Мысли о гармонии, счастье и всеобщем
единстве заставляют поэта все чаще обращаться к античному миру, где он
находил торжество добра, милосердия, человеколюбия, справедливости—тех
жизненных ценностей, которых так не хватало в реальном современном мире.
. Поэт любил жизнь во всех ее проявлениях, пытался осмыслить, понять,
проникнуть в суть всех явлений на земле. Но для своего времени он, его
поэзия были не всегда понятны, потому что были необычны, новы