1. Франц Тиммерман, учитель-иностранец, был купцом из Голландии. Помогал Петру освоить морское дело, геометрию и астрономию. Никита Моисеевич Зотов, Гордон (шотландец), российский генерал, контр-адмирал и учитель Петра Великого, Франц Лефорт (швейцарец) был ближайшим помощником и советником Петра I.
К осени 1689 года Пётр сблизился со своими новыми знакомыми — Гордоном и Лефортом. После 1690 года Пётр начал открыто посещать Немецкую слободу (место в Москве, где проживали иностранцы, их называли "немцами" независимо от национальности), где бывал в гостях сначала у Гордона, а затем всё чаще и чаще у Лефорта.
Моё мнение: наибольшее влияние на Петра оказал Лефорт, а после него и Гордон. Скорее всего, именно дружба с иностранцами оказывала влияние на царя. А именно, Петру нравилось и его привлекало всё европейское.
Примечание-на картине изображена Немецкая слобода.
2. На личности Петра I, бесспорно, отразился период регентства Софьи, при которой волевой и умный Пётр чувствовал себя бесполезной марионеткой. Это причиняло ему страдания, и в конечном итоге привело к тому, что он стал отрицать всю консервативно-московскую идею, которой придерживалась Софья. Отразился на его мировоззрении и стрелецкий бунт; стрельцы, конечно же, тоже воспринимались им как часть отжившей старой России.
Дабы преодолеть свое беспомощное положение, Пётр создавал свои собственные "потешные" полки. Он принимал в эти полки мальчиков своего возраста и любого социального положения, и доверял им во всём. Впоследствии из этих полков выросла Российская императорская гвардия - самые отборные войска и опора его власти, а многим из соратников по потешным полкам Пётр предоставил государственные должности.