Поэтический мир М.Ю. Лермонтова – это тревожный мир испытаний, напряженной мысли, нерешенных вопросов и больших философских проблем. Герой этого мира потрясен царящей кругом несправедливостью. Он полон негодования и гнева.
Поэтический мир М.Ю. Лермонтова – это мир высоких, прекрасных чувств: любви, дружбы, мир глубоких, тонких переживаний человеческой души. А все творчество поэта проникнуто томлением, тоской по идеалу.
Поэзия Лермонтова – исповедь человеческой души. Его стихи обращены непосредственно к человеческому сердцу. Они отличаются исключительной полнотой и также насыщены внутренним чувством – идеями, эмоциями, желаниями, жизнью, поэтическими образами, – как и переполнялась душа поэта. Но иногда небольшое лирическое стихотворение не могло вместить всего богатства этой души. Поэтическая мысль развивалась и как бы упорно преследовала Лермонтова.
Из лирического стихотворения вырастала романтическая поэма. Она заключала в себе целую повесть человеческой души. Поэма «Мцыри», написанная в 1839 году, замыкает тему «естественного человека» в лиро-эпическом творчестве Лермонтова. Гимн «пламени», «пламенной страсти», гимн романтическому герою – вот что такое поэма «Мцыри»:
Я знал одной лишь думы власть,
Одну – но пламенную страсть…
Поэма «Мцыри» начинается кратким эпическим зачином, в котором дана предыстория героя. Действие поэмы отнесено в прошлое. Трагическая и мятежная судьба героя объясняется некоторыми фактами его биографии. Мцыри – пленник генерала, затем пленник монастыря. Но гораздо значительнее то, что он взят в плен ребенком.
Лермонтов сразу же подчеркивает противоречивость героя. Он «пуглив и дик», «слаб и дик». Могущество внутреннего духа и слабость тела – вот характерное противоречие Мцыри, объяснимое оторванностью от родных и неясной тоской по родине, испытываемой героем. Тем самым внешние обстоятельства – пленение Мцыри и жизнь в монастыре – так или иначе в его характере, сделали его, с одной стороны, «хрупким и несильным», а с другой – отдалили от «естественной» природы, воспитываясь в которой, он мог бы стать не последним удальцом на родине своих предков.
Эта противоречивость Мцыри непосредственно связана как с мятежным сознанием героя, так и с трагической гибелью его иллюзий. Могучий дух возрос в чуждой среде, он питается воспоминаниями и неясными предчувствиями вольной жизни. В этой связи монастырь в традициях того времени воспринимается как тюрьма, губящая могучий дух, мешающая его свободному развитию.