Без привольной степи невозможно представить русскую природу. К образу вольных просторов обращались многие труженики пера, не исключение и И. Суриков. В 1871 г. он написал стихотворение «Степь», которое до сих пор поражает читателей самобытными картинами природы.
Тема произведения Ивана Захаровича – атмосфера вольных просторов. Автор показывает красоту и самобытность степи, доказывая, что она наполняет душу ощущением свободы, а сердце наполняет сладостной грустью и ностальгией.
Строки стихотворения изображают степную природу. Лирический герой описывает ощущения, которые испытывает человек, едущий по степи на коне. Чтобы читатель тоже смог предаться этим эмоциям, И. Суриков подает монолог от второго лица единственного числа. Рассказчик постоянно движется, поэтому пейзажная зарисовка динамичная.
В начале пути лирическому герою кажется, что он никогда не доедет до края степи. Он замечает, что земной простор сливается с небом. Лазурь разливает над степью тишину, а внизу слышен лишь шум густой травы. Путник изнемогает от жары, наполняющей воздух.
Шальные кони несут лирического героя мимо зеленых курганов. И это не просто элемент пейзажной зарисовки. Эта деталь символизирует истории русского народа. Зеленое море травы разрезают лишь пара-тройка ив. А дальше – снова трава, с которой играет ветер. Кажется, шалун радуется, что на его пути нет деревьев. Ничто не мешает ему гнать степные просторы.
В последнем четверостишии лирический герой позволяет себе признаться то, что таит его сердце. Посреди вольных просторов на него накатывает грусть. О причинах он не рассказывает, поэтому каждый читатель может сделать свой вывод. Возможно, грусть связана с осознанием того, что человек не имеет такой свободы, как природа.
По смыслу стихотворение И. Сурикова условно делится на две части: пейзажная зарисовка и лаконичное описание внутреннего состояния лирического героя. Формальная композиция стихотворения – пять катренов с перекрестной рифмовкой. Написаны строки четырехстопным хореем. Стихотворный размер делает описания природы более динамичными.
Для творчества И. Сурикова характерен минимализм в использовании художественных средств, однако в «Степи» тропы есть практически в каждой строке. В произведении преобладают метафоры: «стоит вверху, над степью, тишина немая», «как шумит трава густая, только ухо слышит», «курганы… убегают цепью». Гораздо меньше эпитетов («нестерпимая жара», «трава густая») и сравнений («как шальные кони», «степь, как море»). В первом катрене для передачи нерушимой тишины автор использовал плеоназм «тишина немая».
Интонация стихотворения спокойная, без восклицаний и вопросов. Она подчеркивает грусть лирического героя и небесную тишину. Атмосферу вольных просторов помогает передать аллитерация. Например, шум травы воспроизводится при помощи слов с согласными «ш», «с»: «как шумит трава густая, только ухо слышит».