1.Иван Денисович Шухов был осужден на десять лет по сфабрикованному делу: его обвинили в том, что он вернулся из плена с секретным немецким заданием, а какое именно оно было - так никто и не смог придумать.
У Шухова такая же судьба, что и у многих других людей, которые воевали за Родину,
но по окончании войны из пленников немецких лагерей оказались пленниками ГУЛАГа.
2."Как описать всю нашу лагерную жизнь? — вспоминал в интервью в 1982-м Солженицын: "По сути, достаточно описать один всего день в подробностях,
в мельчайших подробностях, притом день самого простого работяги, и тут
отразится вся наша жизнь. И даже не надо нагнетать каких-то ужасов, не
надо, чтоб это был какой-то особенный день, а-рядовой, вот тот самый день,
из которого складываются годы. "
Повесть называлась «Щ-854»-этот лагерный номер был выведен черной краской
на лоскутах, нашитых на казенное обмундирование заключенного Ивана Денисовича Шухова, один день жизни которого и описал Солженицын.
"Слава тебе, Господи, еще один день прошел! "-заканчивает свое повествование Иван Денисович, "Прошел день, ничем не омраченный, почти счастливый". В этот день Шухову действительно повезло: бригаду не выгнали на Соцгородок тянуть проволоку на морозе, без обогрева; миновал карцер, отделался лишь мытьем полов в надзирательской, получил в обед лишнюю порцию каши, работа досталась знакомая -стену класть на ТЭЦ, клал весело; миновал благополучно шмон, и пронес в лагерь ножовку, подработал вечером у Цезаря, купил у латыша два стакана самосаду, а самое главное-то, что не заболел, перемогся".
3.Как человек, Шухов не может ни вызывать уважения: несмотря на все условия существования, он сумел сохранить доброту, благожелательное отношение к людям,
не обозлился, не потерял человечности. Шухов готов поделиться последним.
Иван Денисович угощает печеньем Алешку-баптиста, чтобы хоть чем-то побаловать, поддержать его, ведь тот "всем угождает, а заработать не может". А как Иван Денисович относится к Гопчику! Для него Гопчик почти как родной сын.
Иван Денисович "не был шакал даже после восьми лет общих работ-и чем дальше,
тем крепче утверждался". Он не выпрашивает, не унижается. Все старается заработать только своим трудом: шьет тапочки, подносит бригадиру валенки, занимает очередь за посылками, за что и получает честно заработанное. У Шухова сохранились понятия о гордости и чести, поэтому он никогда не скатиться до уровня Фетюкова, ведь он именно подрабатывает, а не старается услужить, "подмазаться".
Как и любой крестьянин, Шухов человек на удивление хозяйственный: он не может просто так пройти мимо куска ножовки, зная, что из него можно сделать нож, а это возможность дополнительно заработать.
Уважения заслуживает бывший капитан второго ранга Буйновский, который "на лагерную работу как на морскую службу смотрит: сказано делать-значит делай". Он не старается увильнуть от общих работ, привык все делать на совесть, а не для показухи.
Буйновский не может смириться с произволом караула, поэтому заводит спор с Волковским о статье уголовного кодекса, за что и получает десять суток карцера. Симпатичен бригадир Тюрин, попавший в лагерь только лишь потому, что его отец был кулак. Для бригады он как отец родной, всегда старается отстоять интересы бригады: получить больше хлеба, выгодную работу.
5.Это Фетюков, бывший высокий начальник, который привык командовать, но не брезгует даже доставать окурки из плевательницы. Это настоящий шакал, живущий за счет объедков других. Лизать чужие тарелки, смотреть человеку в рот в ожидании того, что ему что-нибудь оставят -для него обычное дело. Он не может не вызывать отвращения, даже зэки отказываются с ним работать. В зоне у него не осталось ни
капли мужской гордости: он открыто плачет, когда его бьют за лизание тарелок.