Способы государственного вмешательства в рыночную (свободную) экономику

0 голосов
55 просмотров

Способы государственного вмешательства в рыночную (свободную) экономику


Обществознание (27 баллов) | 55 просмотров
Дан 1 ответ
0 голосов

1. Государственное вмешательство в рыночную экономику

1.1 Необходимость государственного регулирования

государственный экономика денежный рыночный

Для успешного функционирования рыночной системы необходимы разумные и обязательные для соблюдения условия. Например, экономической основой становления и развития рыночных отношений выступает частная собственность. Однако хорошо известно, что право частной собственности само по себе определиться не может, его должно установить государство. Государство необходимо также для ограничения монопольных тенденций в экономике, для выработки механизма, стимулирующего трудовую деятельность людей.

Государственное вмешательство в механизм рыночных отношений иногда вызывается процессом производства или воспроизводства. Так, проблемы циклических колебаний в экономике (резкие спады производства, инфляция, безработица) не могут быть устранены механизмом рыночного саморегулирования. Иногда этот механизм не только не способен возвратить экономику к рыночному равновесию, но и готов подвергнуть ее еще более глубоким потрясениям. Без регулирующей роли государства в этом случае обойтись невозможно.

Необходимость государственного регулирования вытекает из проявлений несовершенства рынка, заключающемся:

1. в несостоятельности конкуренции, выражающейся в том, что на некоторых отраслевых и региональных рынках могут возникать (и возникают) монополии;

2. в наличии многочисленных товаров, жизненно необходимых обществу, которые либо не предлагаются рынком, либо, если и могли быть предложены, то в недостаточном количестве. Таких товаров (главным образом в форме услуг) много в сферах образования, здравоохранения, науки, культуры, обороны и др.;

3. во внешних эффектах (экстерналиях), типичный пример которых - загрязнение окружающей среды, нанесение теми или иными хозяйствующими субъектами экологического ущерба обществу, физическим и юридическим лицам;

4. в неполных рынках, одним из типичных примеров которых является рынок страховых услуг, прежде всего медицинских и пенсионных;

5. в несовершенстве информации, во многих отношениях представляющей собой общественный товар, который в более или менее достаточном количестве при соответствующем качестве не может быть произведен без активного участия государства;

6. в безработице, инфляции, экономическом неравновесии, особенно резко проявляющемся в периоды кризисов и депрессий;

7. в излишне неравномерном распределении доходов, которое, если государство не принимает мер для «социальной компенсации» малоимущим и обездоленным слоям населения, ставит под угрозу общественную стабильность;

8. в наличии обязательных товаров (например, начальное образование), потреблять которые общество может заставить только государство, но никак не рынок/12,189;10,549/.

1.2 Возможности и границы государственного регулирования

Возможности и границы государственного регулирования не могут получить точной количественной оценки уже потому, что они имеют много аспектов. Многие проявления эффективности госрегулирования, например социальная стабильность в обществе, вообще не имеют однозначных количественных параметров. Кроме того, практически невозможно вычленить вклад каждого из трех «слоев» хозяйственного механизма в обеспечение приемлемых темпов экономического роста, увеличение занятости или повышение эффективности общественного производства. Вследствие этого можно выявить лишь некоторые качественные оценки возможностей и границ госрегулирования.

2. Функции государства в рыночной экономике

Роль государства в рыночной экономике проявляется через его функции. Функции современного государства довольно многообразны и сложны. Каждая функция государства имеет предметно-политическую характеристику. Ее содержание показывает, что является предметом деятельности государства, какие средства им используются для достижения той или иной цели.

Вот основные из них:

Правовое обеспечение экономической деятельности.

Организация денежного обращения.

Производство так называемых общественных товаров и услуг (которые призваны удовлетворять коллективные потребности). Это, например, продукция оборонного назначения, дороги коммуникации, иная инфраструктура. К этой группе функций можно отнести поддержку государством науки, образования, культуры.

Минимизация трансакционных издержек.

Антимонопольное регулирование и развитие конкуренции; поддержка малого бизнеса.

Оптимизация влияния экстерналий (внешних эффектов). В экономике возникают так называемые внешние эффекты, которые не выражаются в денежной форме, и рынок на них должным образом не реагирует. Речь обычно идет о минимизации внешних эффектов отрицательного свойства, например загрязнения окружающей среды. Положительные же внешние эффекты государством могут активно стимулироваться.

Перераспределение доходов в обществе (в том числе для обеспечения его стабильности, устойчивости).

(40 баллов)