Почему дети так любят слушать сказки? Потому что они просты и понятны, в них, как правило, немного действующих лиц и несложный сюжет. И практически всегда сказки вызывают улыбку. Но древняя поговорка гласит: «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам – урок!» То есть каждая народная история создавалась когда-то не только для развлечения детей, но и для их поучения.
Сказки Салтыкова-Щедрина написаны совсем не для детей. За образами зайцев, медведей, лошадей и карасей скрываются типичные образы современных писателю чиновников, помещиков и крестьян. Урок этих сказок заключается в том, чтобы увидеть пороки общества, подумать над тем, почему они появляются и как от них избавиться.
Народное творчество и произведения Щедрина объединяет юмор, простой сюжет, насмешливый сарказм и горькая ирония. Жанр сказки позволял писателю преодолевать цензуру и доносить свои мысли до читателя, развивая тем самым революционную деятельность.
Всего Салтыковым-Щедриным было создано более 30 сказок, и подавляющее большинство из них – в 80-е годы 19 века. Именно в это время усилилась цензура, был закрыт журнал «Отечественные записки», во главе которого писатель стоял много лет. Но он не побоялся реакционного правления и нашел способ выражать свое мнение, несмотря ни на что. Потому в сказках Щедрина есть и смешное, и грустное. Смешное скрывало за собой нерадостную действительность, но позволяло замаскировать правду в оболочку простоты и юмора. В этом заключалось мастерство писателя – с улыбкой говорить о грустном, заставляя задумываться о пороках общества.
Через все творчество Щедрина проходят три основные темы: народ и самодержавное государство; народ и помещики; народ и дворянская интеллигенция. Эти же темы являются основными темами и его сказок, которые были своеобразным итогом всего художественного пути писателя.
Беспощадному обличению подверг Щедрин царских чиновников в «Сказке о ретивом начальнике…». В ней писатель рисует тип бюрократа, очень ограниченного и тупого, но до крайности самоуверенного. Вся деятельность этого самодура свелась к тому, что он «народное продовольствие – прекратил, народное здравие – упразднил, письмена – сжег и пепел на ветру развеял».
Чтобы еще более «отечество подкузьмить», начальник и окружающие его «мерзавцы» поступают по созданной ими программе: «Чтобы мы, мерзавцы, говорили, а прочие чтобы молчали… Чтобы нам, мерзавцам, жить было повадно, а прочим всем чтоб ни дна, ни покрышки не было. Чтобы нас, мерзавцев, содержали в холе и в неженье, а прочих всех – в кандалах». Эта созданная программа правдиво отражала современную писателю действительность, когда подлинные, а не сказочные «ретивые начальники» действовали по правилу: «Чем больше начальник вреда делает, тем больше отечеству пользы приносит. Науки упраздняет – польза, город спалит – польза, население испугает – еще больше пользы».
Смешно здесь то, что чиновники сами осознают себя «мерзавцами», принимая глупые, антинародные программы. Власть настолько извратила их, что они забыли, для какой цели занимают должности, а думают только о том, как бы им лучше жилось, а народу – хуже. Этот вывод вызывает не только грустную усмешку, но и отвращение к подобным бюрократам, которых, к сожалению, можно встретить и в наше время.