1. Название стихотворения и его автор. "О, как убийственно мы любим". Ф.И.Тютчев
2. Ведущая тема. (О чем стихотворение?) . Лирическое стихотворение о любви
3. Основная мысль. (Что хотел сказать поэт в стихотворении?) . Любовь зачастую губительна.
4. Какую картину рисует в своем стихотворении? (Опишите. Обратите внимание на детали прорисовки картин, их цветовую гамму. Какие слова в стихотворении подсказали вам названные особенности изображения?) Цветовая гамма в стихотворении обозначена скупо, по более всего картина напоминает описание пожара. Алый цвет и свет пламени (розы, улыбка уст, блеск) сменяется чернотой головешек (грязь) и серостью пепла.
5. Настроение, чувства, передаваемые автором. Как меняются чувства от начала к финалу стихотворения? Настроение грустное, присутствуют философские раздумья о губительной силе страсти. Автор передает чувства былого восхищения любимой и раскаяния за содеянное. Любовь принесла ей мучения, боль и горечь и позор, погубив безвозвратно былую молодость и красоту. Лирический герой немного оживляется, когда вспоминает волшебный взор былое очарование, достигает накала, когда задает риторические вопросы, куда все делось, с нарастающей болью перечисляет потери, но в конце смиряется, повторяя начальный тезис как вывод
6. Главные образы стихотворения.
а) Образ лирического героя. Он эгоистичен: добиваясь любви, не заботился о будущем возлюбленной. И, только увидев печальные изменения в ее внешности и ожесточение, начал понимать, что он тому причина, что их встреча был роковой. Тем не менее, не прослеживается никаких мыслей о дальнейшем, о том, что надо сделать, чтобы на устах любимой вновь заблистала улыбка.
б) образ возлюбленной лирического героя. Она была молода и прекрасна: с розовыми щечками, блеском очей и живым младенческим смехом. Девушка смело бросилась навстречу своему чувству, не понимая, что героя привлекает вызов, который бросает ее волшебный взор, что он будет добиваться победы, не задумываясь, что она внесет в ее жизнь. Но уже через год она поняла, что слишком дорого заплатила за любовь, растаявшую, как сон. Она страдает.
Выразительные средства
Эпитеты; буйная, горючая, роковой, волшебный, младенчески живой, северное, мимолетным, ужасным, незаслуженным, злую.
Метафоры: любовь - гибель, слепота страстей, роза ланит, горючая влага(оксюморон), цепочка метафор: прежнее очарование любви - сон, северное лето, мимолетный гость, любовь – ужасный приговор, цвело в душе, душевная глубина, толпа - стадо.
Сравнения: как северное лето., как пепл.
Синтаксические фигуры:
Антитеза: любим-губим,
Обращение: ты помнишь?
Восклицание: в 1, 5, 5, 9 и 10 строфах.
Риторические вопросы: Что уцелело от нея? И что ж теперь? И где все это? И долговечен ли был сон? И что ж от долгого мученья
, как пепл, сберечь ей удалось?
7. Собственное отношение к прочитанному. Это стихотворение – классика, оно выстраданное и назидательное. Эмоции лирического героя понятны. Стихотворение дает дополнительный штрих к пониманию самого поэта и привлекает внимание к его биографии.
Какие чувства вызывает стихотворение? Стихотворение вызывает сочувствие к героям, сопереживание и понимание свалившихся на них проблем, призывает больше думать о близких, их чувствах и мечтах. Оно может служить предостережением, но вряд ли поможет предотвратить подобное в собственной судьбе. Скорее, даст некоторое утешение, что трагедии любви – не исключение, а частое явление.