Древнеиндийское государство возникло как рабовладельческое, тем не менее в
его праве отсутствует отчетливое противопоставление свободных и рабов.
Рабский труд не играл значительной роли в решающих отраслях экономики
древней Индии. Существенной особенностью древнеиндийского рабства было
наличие государственного законодательства, направленного на ограничение
произвола хозяина по отношению к рабам. Например, запрещалось продавать детей
без родителей; хозяин при использовании труда раба был обязан учитывать его
кастовое положение. Индийские рабы могли иметь семьи, собственность, право на
наследование, право собственности на получаемые дары. Свободный, становясь
рабом, не терял своих семейных, родовых и кастовых связей.
В Древнем Вавилоне не получило развитие крупное частное рабовладение. Основными производителями материальных благ были свободные крестьяне-общинники и ремесленники. Рабы находились как в государственной (во дворцах) и коллективной (храмах) , так и в частной собственности.
Патриархальный характер рабовладения обуславливал признания за рабами ряда личных и имущественных прав. Например, в случае, если рабы вступали в брак со свободными женщинами, то дети от этого брака считались свободными. После смерти раба имущество делилось пополам, половина переходила жене и детям, половина - господину (ст. 175—176 З. Х. ) . Большой вес в обществе имели жрецы. Храмы обладали огромными богатствами. В законах устанавливается привилегия храмов, упоминаемых наряду с привилегиями дворца. Жрецы с древнейших времен сохранили в своих руках юстицию и играли существенную роль