1 (3) / 2018
42
Музей — памятник — наследие
эффект, производимый современным музеем за его государственной, основывается главным образом в эвристике пос-возможность знака (т. е. музейный предмет) для общения и, вместе с эмоциями самовыражения, денед как влияет. В современной модели музейной коммуникации должны быть описаны не только как информационные технологии, но в рамках объекта, пространства и interper-Сонал практики, включая человеко-машинного диалога. Однако, исходя из экспертного записей, то стоит предположить, что в перспективе социальное значение разума, науки, прогресса бы быть восстановлена, а также как в уникальной перевод миссии в этот музей.
Ключевые слова
: музей связи, музей, объект, Знак, символ, представление, Интер- pretation, герменевтики, эвристики аффекта, визуальность.Любой опыт рассуждений на тему
музейного предмета
в теоретическом аспекте и даже в сугубо прикладном (хранительском), по нашему убеждению, будет сегодня неиз-бежно связан с осмыслением феномена
музейной коммуникации
. Это направление музее-ведческих исследований, первоначально обязанное своим возникновением наступлению информационной эры, развитию философии европейского структурализма и прикладной лингвистики, а в отечественном контексте — влиянию Тартуской школы и трудов Вяч.Вс. Иванова, оказалось в наши дни на слуху у музейного сообщества
1
. Между тем, и сейчас, полвека спустя после появления первых публикаций на данную тему, понятие
музейная коммуникация
, как и референтные ему, заимствованные исследователями из словаря ин-форматики и семиотики для описания взаимоотношений
человека
и
музейного предмета
, не имеют ясной дефиниции и статуса музееведческих терминов
2
, что, в известной мере, затрудняет осмысление феномена современного музея.Одна из причин подобного положения дел заключена в различии стартовых
моде
-
лей
коммуникации
3
, которыми воспользовались исследователи музея, следуя разработкам в информатике, психологии или социологии. Во всяком случае, когда в 1960-х гг. на стра-ницах американского профессионального журнала “Curator”, сразу несколько авторов взялись рассуждать о музее в «модных терминах теории коммуникации <…> и пользуясь профессиональным жаргоном компьютерщиков»
4
, ими были предложены схемы
музей
-
ной коммуникации
, не только дополняющие, но и в чем-то противоречащие друг другу
5
.Интерес к коммуникационному подходу в отечественном музееведении, обозначив-шийся в 1980-х гг.
6
, был связан, на наш взгляд, не только с потребностью выйти за пределы
1